Начали свою работу секции в рамках августовского совещания

19 июня 2019 г., среда

19 июня в политехническом лицее № 182 г.Казани состоялась  секция в рамках республиканского августовского совещания работников образования и науки Республики Татарстан на тему: «Управление качеством дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» с участием заместителя Премьер-министра РТ – министра образования и науки Рафиса Бурганова, специалистов и методистов органов управления образования по дошкольному образованию, руководителей, педагогов детских садов, представителей Института развития образования, педагогических колледжей.

В текущем году Минобрнауки РТ приступил к реализации национальных проектов, цели которых определяют ориентиры развития всех отраслей экономики до 2024 года, в том числе и образования.

Вместе с тем, для дошкольного образования чрезвычайно важной стала реализация национального проекта «Демография», основной целью которого является повышение рождаемости детей.

К сожалению, в нашей республике, как и во многих других субъектах РФ, наблюдается отрицательная динамика данного показателя.

С 2015 года он снизился на 18%. Национальным проектом «Демография» предусматривается комплекс мер, направленных на содействие занятости женщин, имеющих детей, в том числе в возрасте до 3 лет.

Для многих семей возможность устройства ребенка в детский сад по достижению 1,5-2 лет и выхода матери на работу является важным фактором для принятия решения о рождении второго и последующих детей.

В целях обеспечения доступности дошкольного образования в Республике Татарстан реализуются мероприятия по созданию дополнительных мест в детских садах для детей до трех лет.

В рамках программы в 2018,2019 годах планируется построить 29 новых детских садов на 6 010 мест, в том числе 3 090 ясельных мест. Вы это видите на слайде.

Программа строительства детских садов реализуется за счет средств федеральной субсидии и республиканского бюджета. На строительство новых детских садов в 2018,2019 годах выделено более 5 миллиардов рублей, в том числе 994 миллиона рублей из федерального бюджета, более 4 миллиардов из бюджета республики.

Следует отметить, что вклад республики огромен, учитывая, что необходимый уровень софинансирования федеральной субсидии составляет всего 720 миллионов рублей.

Все детские сады, вводимые в рамках нацпроекта «Демография», будут иметь ясельные группы на первых этажах.

На сегодняшний день два детских сада, на 140 мест каждый, уже введены в эксплуатацию: в городе Арске и в Тукаевском районе.

До конца 2019 года будут сданы еще 27 новых детских садов: 10 строятся в городе Казани, 6 в городе Набережные Челны, по 2 - в Альметьевске и Нижнекамске, по одному - в городах Елабуга, Азнакаево, Мензелинск, Пестречинском, Лаишевском, Кайбицком, Нурлатском районах.

Введение в эксплуатацию новых детских садов потребует большого количества дополнительных кадров: педагогического и обслуживающего персонала.

В этой связи перед муниципальными органами управления образованием совместно с назначенными руководителями стоит важная задача - организовать системную работу по подбору кадров.

Необходимо отметить, что в республике сверх указанных программных объектов в 2018 году дополнительно построено 5 детских садов на 505 мест в городе Нижнекамске, в Актанышском, Верхнеуслонском, Кукморском, Атнинском районах, 2 детских сада на 185 мест открыты в текущем году в Пестречинском и Аксубаевском районах.

Региональным проектом «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» финансирование мероприятий по созданию дополнительных мест для детей до 3 лет предусмотрено и в 2020,2021 годах. Заключены соответствующие соглашения о предоставлении федеральной субсидии: более одного миллиарда двухсот миллионов рублей в 2020 году и около полутора миллиардов рублей в 2021 году.

На сегодняшний день формируется перечень объектов, предварительно более чем на 9 тысяч дополнительных дошкольных мест, в том числе 5 тысяч – для детей от полутора до трех лет.

В целом реализация программы строительства детских садов в 2018-2021 годах позволит дополнительно обеспечить местами в детских садах около 15 тысяч детей.

К 2022 году в РТ должна быть достигнута 100- процентная доступность дошкольного образования для детей от полутора до 3 лет. На 2019 год в региональном проекте утверждён показатель – 67,5%.

На начало года наиболее низкий показатель доступности дошкольного образования для детей от 1,5 до 3 лет наблюдается в городах: около 21% в Казани, чуть более 31% в Набережных Челнах, от 35 до 49 процентов в ближайших к городу Казани районах: Пестречинском, Высокогорском, Лаишевском.

Задача каждого муниципалитета – максимально заполнить детские сады, соответственно, уменьшить актуальную очередность. Совершенно неприемлемы ситуации, когда в детских садах имеются свободные места при наличии актуальной очереди.

Одним из проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Образование», является «Поддержка семей, имеющих детей».

В рамках проекта в республике реализуются мероприятия, направленные на повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, в том числе дошкольного возраста.

Особое внимание необходимо уделить родителям, воспитывающим детей в форме семейного образования. Законом об образовании для них предусмотрено право получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в консультационных центрах, созданных на базе детских садов и школ.

Стандартом дошкольного образования также предусматривается обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В текущем году 7 детских садов городов Казань и Набережные Челны приняли участие в конкурсе на соискание гранта в рамках федеральной государственной программы «Развитие образования». Грант в виде субсидии предоставляется на реализацию проектов, обеспечивающих создание центров психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.

Все семь участников конкурсного отбора стали победителями. Общая сумма привлеченных федеральных средств 23 миллиона 817 тысяч рублей.

Необходимо отметить, что детские сады №151 г. Казани, №95 г. Набережные Челны, Центр образования «Егоза» становятся грантополучателями уже не в первый раз.

В новом учебном году работа по трансляции инновационного опыта данных детских садов будет продолжена.

Вне зависимости от того, в какой форме и где ребенок получает дошкольное образование, оно должно обеспечить ему позитивную социализацию и такой уровень развития, который позволит ребенку стать успешным в школе. Государственным гарантом качества дошкольного образования выступает Стандарт дошкольного образования.

В вопросе обеспечения реализации Стандарта, управления качеством дошкольного образования важное значение имеет система методической работы с кадрами.

Во многих районах, таких как Кукморский, Тюлячинский, Мамадышский, Менделеевский, Муслюмовский, Чистопольский сложилась система работы базовых детских садов как методических ресурсных центров. Базовые детские сады организуют апробацию и распространение образовательных технологий, методик, обеспечивают разработку методических материалов. Все разработки через постоянно действующие семинары-практикумы транслируются на все детские сады района. Эту работу необходимо продолжить. 

Следующая актуальная тема- обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В республике существует сеть дошкольных учреждений, в которых функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

К сожалению эта сеть территориально ограничена крупными городами республики.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования при наличии в детском саду детей с ОВЗ в реализуемую Программу включается содержание коррекционной работы и инклюзивного образования, создаются специальные условия для получения качественного образования детьми с ОВЗ.

В текущем году в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014) внесены изменения в части:

 наполняемости групп, в которых обучаются воспитанники с инвалидностью и воспитанники с ОВ и введения в штатное расписание детских садов с группами комбинированной и компенсирующей направленности специалистов психолого-педагогического сопровождения.

В связи с принятием указанного нормативного акта нами совместно с ЦЭСИ и Министерством финансов РТ проводится работа по разработке нормативов для групп комбинированной направленности или инклюзивных групп.

Согласно указанного порядка дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Зачисление ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены направленности группы нарушает права ребенка с ОВЗ на создание специальных условий.

В настоящее время группы комбинированной направленности внесены в систему мониторинга бюджетной потребности. При определении направленности группы необходимо учитывать зачисленных в детский сад детей с ОВЗ, имеющих соответствующее подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики сегодня становится создание полилингвальных образовательных комплексов. Данный проект реализуется под руководством Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева.

До 2022 года будут запущены 6 полилингвальных комплексов, каждый из которых представляет собой модель современного образовательного комплекса, в котором обучение будет осуществляться на трех языках – татарском, русском и английском. Первый из них - «Адымнар – путь к знаниям и согласию» в г. Казани планируется ввести уже в 2020 году.

Основной посыл полилингвального обучения-это паритетное обучение на нескольких языках, приобщение детей средствами изучаемых языков к культурному богатству многонационального народа России, знакомство детей с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе межнационального согласия.

В состав комплексов на базе школ будут входить базовые детские сады, загородные центры дополнительного образования, республиканский олимпиадный центр.

В настоящее время по каждому полилингвальному образовательному комплексу определены базовые дошкольные учреждения. Их всего 21.

Разработан проект Концепции полилингвального дошкольного образования. В ней основные акценты в развитии полилингвального образования детей дошкольного возраста сделаны на достижении следующих целей:

создание условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста на русском, татарском и английском языках;

совершенствование инфраструктуры и учебно-материальной базы, используемой для обеспечения современного качества образования детей дошкольного возраста в условиях полилингвальности;

внедрение инновационных подходов к организации процесса обучения и воспитания на трех языках, разработка и реализация программно-методического сопровождения раннего языкового развития детей;

обеспечение в достаточном количестве квалифицированными педагогическими кадрами для ведения образовательной деятельности на полилингвальной основе;

популяризация и поддержка изучения государственных языков РТ, иностранного языка как важного элемента мирового культурного разнообразия.

Проектом Концепции предусматривается, что развитие языковых компетенций детей в детских садах будет осуществляться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности на занятиях, но и в течение всего дня, во всех режимных моментах: утренний прием детей, подготовка к приему пищи, прогулка и т.д. Для этого каждую группу базового детского сада планируется обеспечить воспитателем, владеющим татарским языком и воспитателем, владеющим английским языком.  

Очень важно, что сегодня в дошкольном образовательном пространстве республики, в том числе и среди базовых детских садов, есть учреждения, имеющие опыт обучения детей языкам с погружением в речевую среду.

Так детский сад № 34 г. Набережные Челны около 10 лет участвует в городском проекте «Open city - Открытый город». В группах детского сада работают воспитатели, владеющие английским языком, которые в течение дня общаются с детьми на английском языке.  

В детском саду №81 Кировского района г. Казани образовательный процесс ведется на трех языках, коллективом разработана авторская программа. В течение дня воспитатели создают речевую среду на татарском и английском языках в режимных моментах.

В целях популяризации государственных языков нашей республики, распространения положительного опыта работы образовательных организаций по билингвальному образованию дошкольников Министерством продолжается работа по грантовой поддержке дошкольных учреждений. Этот год не станет исключением. Несмотря на некоторое изменение сроков проведения конкурсного отбора, Грант будет учрежден. В этом году 28 победителей конкурсного отбора станут получателями гранта в размере пяти ста тысяч рублей. 

 Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Перед детскими садами стоят серьезные задачи. Они связаны с внедрением современных развивающих образовательных технологий и методик, обновлением материально-технической базы детских садов, решением злободневных задач, в том числе обеспечения безопасности детей, развитием вариативных форм дошкольного образования.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International