Об инциденте на школьном этапе Всероссийской олимпиады по литературе

25 октября 2018 г., четверг

В связи с инцидентом, произошедшим 11.10.2018 по поводу некорректного олимпиадного задания по литературе, Государственное автономное образовательное учреждение «Республиканский олимпиадный центр» Министерства образования и науки Республики Татарстан сообщает.  

11 октября 2018 года, в соответствии с приказом МОиН РТ от 06.09.2018 № под-1314/18 «О проведении школьного этапа всероссийской и республиканской олимпиад в Республике Татарстан в 2018 - 2019 учебном году», состоялся школьный этап по литературе. Данная олимпиада проводилась во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан.

         На основании вышеуказанного приказа задания на школьный и муниципальный этапы, направляемые республиканским олимпиадным центром (далее - РОЦ), носят рекомендательный характер, так как согласно п.3 Порядка проведения олимпиады организатором школьного и муниципального этапов всероссийской и республиканской олимпиад школьников являются муниципальные органы управления образованием.

         Примерные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе разрабатывал эксперт, кандидат педагогических наук, член жюри заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе, победитель конкурсов и грантов всероссийского уровня, член Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

         Текст «Скрипка Страдивари» А. Слаповского для задания школьного этапа по русской литературе входит в пособие «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования». Автор данного рассказа является классиком современной литературы, сценаристом многих известных фильмов. Алексей Слаповский проработал много лет учителем русского языка и литературы. В своем творчестве он продолжает традиции А.С.Пушкина, М.Зощенко.

Вместе с тем, в отрывке из рассказа, подобранном экспертом, используются бранные слова, что недопустимо.  Тем не менее, эксперт посчитал возможным направить данный отрывок для анализа на школьный этап.

При составлении и отправке олимпиадных заданий школьного этапа соблюдаются условия конфиденциальности, поэтому доступ к данным заданиям строго ограничен.

Обнаружив некорректность олимпиадного задания, руководство РОЦ приняло решение направить в муниципальные районы новый вариант заданий для 10 класса (отрывки из произведений В. Высоцкого и Б. Ахмадуллиной). Вышеуказанные задания поступили в районы 11 октября 2018 года в 10.00 к началу олимпиады.

По данному факту в Министерстве образования и науки Республики Татарстан  состоялось экстренное совещание при участии первого заместителя министра образования  И.Г.Хадиуллина. Как пояснила эксперт, составлявшая олимпиадное задание, выбор данного произведения был обусловлен несколькими факторами:

1. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации был  выбран небольшой по объему рассказ, позволяющий во время анализа выявить учащихся, хорошо знающих современную литературу, имеющих широкий читательский кругозор. Образцы подобной литературы часто даются для анализа на следующих этапах олимпиады школьников (муниципальном, региональном, заключительном). Таким образом, по мнению эксперта, учтен принцип преемственности в разработке олимпиадных заданий.  

2. Отрывки из данного рассказа предлагались для анализа на ЕГЭ по русскому языку.

3. Наличие в тексте сниженной лексики не умаляет достоинств произведения А. Слаповского, речевой портрет лишь помогает понять, насколько губительными для человека могут быть взаимоотношения, построенные на грубости и жестокости.

Эксперту было указано на недопустимость использования подобных текстов (с бранными словами) в олимпиадных заданиях.

В Республиканском олимпиадном центре было проведено служебное расследование по данному факту, виновные  привлечены к дисциплинарной ответственности. Всем методистам рекомендовано усилить контроль за работой экспертов – предметников, тщательно анализировать представленные ими  олимпиадные задания для школьников.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International