Подведены итоги государственной итоговой аттестации выпускников Республики Татарстан в 2015 году

20 июля 2015 г., понедельник
Завершилась кампания единого государственного экзамена 2015 года.
ЕГЭ – важная составная часть республиканской системы оценки качества образования и честное, объективное проведение государственной итоговой аттестации – приоритет номер один для системы образования республики.
В целях организованного проведения ЕГЭ в 2015 году Кабинетом Министров РТ принято распоряжение, которое регулирует взаимодействие министерств и ведомств, участвующих в организации ЕГЭ. Министерством была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители МВД по РТ, Минздрава РТ, представители Ростелекома и Управления спецсвязи.
Обработка материалов ЕГЭ и ОГЭ, работа экспертных комиссий, рассмотрение апелляций были организованы в республиканском центре мониторинга качества образования. Был организован многоуровневый контроль работы РЦОИ как на федеральном: онлайн-наблюдателями и федеральными экспертами, так и на республиканском уровне специалистами Департамента надзора и контроля в сфере образования.

В этом году участниками ЕГЭ стали 18 156 тысяч выпускников, более 34 тысяч учащихся 9-ых классов сдали ОГЭ (в 2014 году выпускников было 18843, в 2013 году - 19 948).
Как и в предыдущие годы, востребованными остаются такие предметы как обществознание (8427), физика (4994), биология (3025), химия (2339). 1 выпускник сдавал испанский язык.

В этом году все выпускники писали сочинение или изложение как допуск к ГИА. По итогам 3 декабря 99% выпускников получили «зачет», по итогам двух последующих этапов написания сочинения все были допущены к экзамену.

В 2015 году в отличие от 2014 года средний балл ЕГЭ по десяти предметам (кроме информатики, биологии, обществознания и французского языка) выше республиканских результатов 2014 года. Снижение баллов наблюдается по французскому языку (на 4,2 балла) и информатике (на 1,23 балла). Значительно улучшилась ситуация по физике (на 6,92), немецкому языку (на 11,32), литературе (на 5,04), географии (на 2,63).

В 2015 году доля татарстанских выпускников, не преодолевших минимальные пороги на ЕГЭ по литературе, химии, английскому, немецкому, французскому языкам, обществознанию, географии снизилась, практически осталась на прежнем уровне по физике, истории, русскому языку. Вместе с тем возросло количество неудовлетворительных результатов по профильной математике (на 6,36), информатике и ИКТ (на 3,50), биологии (на 0,69). По базовой математике доля участников, получивших неудовлетворительный результат, составила 2,64% (221 чел.)

Количество выпускников, получивших наивысшие результаты ЕГЭ (стобалльники), в сравнении с прошлым годом, снизилось со 122 в прошлом году до 105 в текущем.
При этом сокращение количества стобалльников по сравнению с 2014 годом произошло по русскому языку (с 69 до 57), химии (с 29 до 24), физике (с 10 до 9), географии (с 4 до 3), истории (с 2 до 0), английскому языку (с 1 до 0). Вместе с тем по информатике впервые появилось 5 стобалльников, по биологии увеличилось их количество с 1 до 3, по литературе осталось неизменным – 2 стобалльника.

По двум предметам 100 баллов набрали 4 выпускника, все они победители предметных олимпиад: Красников Алексей, учащийся СОШ№6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Бугульма (информатика, физика), Сабирова Сюмбель, учащаяся СОШ 167 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казань (русский язык, биология), Муравьев Кирилл, учащийся лицея им. Лобачевского г.Казань (русский язык, информатика), Боровик Илья, учащийся гимназии №76 г. Набережные Челны (информатика, физика).

Результаты ЕГЭ по обязательным для получения аттестата предметам: русскому языку и математике.
В сравнении с 2009 годом (год введения ЕГЭ в штатный режиме) средний балл по русскому языку повысился с 54,5 до 69,2 .
Средний балл по математике в сравнении с 2014 годом возрос незначительно с 48,6 до 50,2 баллов. Средние результаты ЕГЭ по математике на базовом уровне - 4,03.
В этом году изменилась структура КИМ по математике профильного уровня. Если в 2014 году для преодоления минимального порога необходимо было выполнить 3 задания, то в 2015 году - 7 заданий. В КИМах появилась новая задача под №19 - экономическая. Экзаменационная работа была существенно изменена по сравнению с демоверсией, размещенной на сайте ФИПИ. Все это вызвало у выпускников определенные трудности. Кроме того, согласно данным Рособрнадзора, доля тех, кто выбрал математику профильного уровня по Российской Федерации, составила 40%, а по Республике Татарстан – 82%.
Численность выпускников, не получивших аттестат по причине не сдачи ЕГЭ в 2015 году, включая выпускников вечерних школ, незначительно снизилась и составила 0,78% (138 чел), (2014 год – 151 чел (0,79%).
Отдельно о результатах ЕГЭ по английскому языку. Средний балл в этом году составил 70,0, что выше результатов 2014 года на 4 балла (2014 – 66,0 баллов).
Особенностью проведения ЕГЭ по английскому языку в 2015 году было то, что экзамен включает в себя две части: письменную и устную («Говорение»). В таком формате экзамен проводился впервые.
По итогам государственной итоговой аттестации в 2015 году российской медалью «За особые успехи в учении» награждены 1772 выпускника образовательных организаций республики, что составляет 10% от общего числа выпускников. По результатам ЕГЭ республиканской медалью «За особые успехи в учении» награждены 246 медалистов, показавших высокие баллы по результатам ЕГЭ. Доля высокобалльников от общего числа медалистов республики составляет 12,4%.
В 2015 году будет продолжена работа по определению 100 лучших городских и сельских школ, имеющих высокое качество учебных результатов, которые будут представлены на августовском совещании.


Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов.
В 2015 году результаты ОГЭ в республике по 9-ти (физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ, английский язык, немецкий язык, обществознание, литература) из 13 предметов выше республиканских показателей 2014 года.
Средняя оценка по математике – 3,68. Доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, составила 2,19 (в 2014 году – 2,07). По данным показателям результаты ОГЭ хуже по сравнению с 2014 годом.
Качество знаний по математике составило 59,76%, успеваемость – 97,81%.
Средняя оценка по русскому языку – 4,04 (в 2014г. – 4,3). Доля участников, получивших на экзамене по русскому языку неудовлетворительную оценку (не преодолевших минимальный порог), составила 1,15 (в 2014г. – 0,4). По результатам ОГЭ по русскому языку 70,87% выпускников 9 классов получили оценки «4» и «5».
1249 участников ГИА (3,6% от общего количества) набрали максимальное количество баллов по русскому языку, выполнив экзаменационную работу на 100%. Таким образом, качество знаний по русскому языку составило 70,5%, успеваемость – 98,8%.

В рамках реализации мероприятий республиканской системы оценки качества образования проведено единое республиканское тестирование по татарскому языку с полным охватом обучающихся IX классов с использованием контрольно-измерительных материалов, разработанных Министерством образования и науки РТ.
В тестировании приняли участие более 33 тыс. обучающихся по четырем категориям, в зависимости от учебной программы.
Учащиеся справились с заданиями ЕРТ, показав в среднем 92,26 % успеваемости и 49,60 % качества. Средняя оценка составила 3,56. Доля обучающихся, получивших оценку “2” – 8 %.

Таковы итоги государственной итоговой аттестации 2015 года.
Вместе с тем, готовить выпускника к успешному ее прохождению необходимо заранее, начиная с начальной школы и на протяжении всего периода обучения.
В настоящее время министерством разрабатывается региональная модель системы оценки качества образования, в которую закладываются значительное количество оценочных процедур знаний школьников. При этом используется потенциал РЦМКО, который является федеральной площадкой Рособрнадзора в данном направлении. В области разработки РСОКО Минобрнауки РТ активно сотрудничает с Высшей школой экономики и ФИРО.
Ключевым моментом в региональной модели являются результаты государственной итоговой аттестации: это и ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ЕРЭ и ЕРТ.
Далее РСОКО представлена широким спектром диагностических тестирований, включая пробные процедуры, а также тренировочные тестирования «ЕГЭ без двоек», «ЕГЭ на пять с плюсом».
Минобрнауки РТ сделали многое для того, чтобы изменить подходы в обучении младших школьников: масштабно вводились сингапурские технологии, при этом была сохранена вся линейка отечественного развивающего обучения, ввели полностью 100% новые стандарты, замешанные на деятельностном подходе. Особенно серьезен подход к оценочным процедурам знаний младших школьников. Здесь используется лучший зарубежный опыт. В Татарстане в 1 классах проводится стартовая диагностика (сентябрь) и оценка продвижения первоклассника (май) с использованием технологии IPIPS по опыту Великобритании. Первым выпускным этапом в жизни обучающихся является 4 класс. РСОКО предполагает масштабное мониторинговое исследование с использованием международных подходов. Это диагностическое тестирование по английскому языку, по татарскому языку, освоение предметных результатов в соответствии с ФГОС по математике, русскому языку, окружающему миру и метапредметные результаты. Данное исследование МОиН РТ проводит совместно с Институтом развития образования Высшей школы экономики и РАО.
РСОКО предполагает диагностические процедуры и в основной школе. В этом году в 10 классе были проведены диагностические тестирования по обществознанию и физике (по выбору), и по русскому языку.
Вопросы качества образования являются приоритетными для органов исполнительной власти на всех уровнях.
Разработана и утверждена федеральная и региональная «дорожные» карты, среди основных задач которых – дать ребенку качественное образование независимо от места проживания.
С целью повышения качества образования в муниципальных районах при Минобрнауки РТ продолжит свою работу координационный совет:
- в муниципальные районы республики будут направлены мобильные группы Центра мониторинга и экспертные группы учителей-предметников высшей категории для изучения состояния учебно-методической деятельности в школах и оказания им методической помощи;
- совместно с ИРО РТ будут разработаны муниципальные «дорожные карты», реализация которых будет способствовать повышению качества образования в районе.
В рамках своей основной деятельности уже с августа комплекс мероприятий будет организован Республиканским центром мониторинга качества образования. Предполагается проведение:
- основных мероприятий ГИА
- пробных ЕГЭ, ОГЭ;
- контрольных срезов по западающим предметам;
- диагностических тестирований;
- семинаров и мастер-классов для учителей по подготовке к ГИА;
- апробационных мероприятий и т.д.
Подробный план мероприятий на 2015-2016 учебный год будет вывешен на сайте РЦМКО в ближайшее время.
На плановой коллегии, которая состоялась 13 июля в Республиканском центре мониторинга качества образования, руководители отделов и управлений образования
исполнительных комитетов муниципальных образований, а также методисты обсудили результаты государственной итоговой аттестации выпускников Республики Татарстан в 2015 году. Анализ итогов ЕГЭ и ОГЭ на республиканском и муниципальном уровнях образования позволит выстроить системную методическую работу с целью преодоления ошибок в подготовке к государственной итоговой аттестации в 2016 году.
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International