Круглый стол "Образование и воспитание в стратегии укрепления традиционной культуры брака и семьи народов Российской Федерации"

28 ноября 2015 г., суббота

27 ноября 2015 года в Казанском федеральном университете состоялся  круглый стол «Образование и воспитание в стратегии укрепления традиционной культуры брака и семьи народов Российской Федерации». Круглый стол был  посвящён обсуждению концептуальных вопросов, стратегии, конкретных предложений и наработанного опыта по совершенствованию программы образовательной деятельности средней школы в целях лучшей подготовки молодого поколения российских граждан к самостоятельной семейной жизни для скорейшего преодоления кризиса традиционной семьи в Российской Федерации.
Круглый стол вели:
Людмила Алексеевна Вербицкая, профессор, президент Российской академии образования (г. Москва),
Артур Александрович Реан, профессор, член-корреспондент РАО, председатель научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, директор федерального проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» (г.Москва),
Лариса Олеговна Сулима, доцент, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, председатель Координационного совета по воспитательной работе при Совете ректоров вузов РТ,(г. Казань).
Участников круглого стола приветствовал ректор Казанского (Приволжского) Федерального Университета профессор Ильшат Гафуров.
В работе круглого стола принимали участие представители субъектов Российской Федерации и Украины:
Лариса Вдовиченко, профессор, декан социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва),
Татьяна Ларина, член координационного совета Всеукраинской общественной организации «Родительский комитет Украины» (г. Николаев, Республика Украина,
Наталья Ермошина, директор Центра защиты семьи, материнства и детства «Ковчег», координатор федерального проекта по лекционно-выставочной работе Международного добровольческого движения «За жизнь» (г. Туймазы, Республика Башкортостан),
Михаил Зазвонов, протоиерей, руководитель направления Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви (г. Москва),
Тамара Черникова, профессор, кафедра психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета (г. Волгоград),
Анастасия Сабинина, руководитель проекта «Конкурсы» Всероссийской программы «Святость материнства» (г. Красноярск),
Татьяна Клименко, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДО «Истоки»; партнёр проекта «Конкурсы» (г. Электрогорск, Московская обл.),
Зарина Сизоненко, доцент, доцент кафедры социологии и социальных технологий, Уфимский государственный авиационный технический университет (г. Уфа),
Елена Купецкова, доцент, начальник Управления развития образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области», соавтор программы курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Семьеведение» (г. Пенза),
Инга Королькова, заместитель сопредседателей Международного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности при федеральном государственном научном бюджетном учреждении «Российский институт стратегических исследований» (г. Екатеринбург),
Наталья Куликова, заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №4 «Ласточка» (г. Красный Холм, Тверская обл.),
Ольга Пятунина, заведующая кафедрой биологии и физической культуры, Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, руководитель проекта «Священный дар жизни» (г. Бийск, Алтайский край),
Ольга Шубина, Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, автор проекта «Священный дар жизни» (г. Бийск, Алтайский край),

Дмитрий Моисеев, протоиерей, священник Алатырской епархии Русской Православной Церкви, соавтор школьного курса «Нравственные основы семейной жизни (10–11 кл.)» (г. Алатырь, Чувашская Республика),
Михаил Смирнов, начальник управления по реализации программы «Институт русской мысли» Межрегионального общественного фонда «Центр национальной славы», координатор круглого стола (г.Москва).


В круглом столе приняли участие около 180 человек, среди которых двадцать пять человек – докладчики, включая участников-жителей Республики Татарстан и  гостей из одиннадцати регионов Российской Федерации, а также из Республики Украина, а также около 150 человек - руководителей системы образования и воспитания Татарстана, непосредственно занятых формированием личности детей от дошкольного до старшего школьного возраста.
Участники конференции  рассмотрели наиболее актуальные вопросы заданной проблематики. Среди них - воспитание у обучаемых патриотизма и любви к спорту, бережного отношения к культуре и искусству и толерантного – к религиозным ценностям, уважения к духовной, материальной и индивидуально-личностной составляющей культуры семейных отношений. Докладчики подчеркнули: Татарстан как регион, в котором сочетаются две ведущие культуры мира – современная и традиционная, или, условно говоря, «западная» и «восточная», являет собой пример единения ценностных ориентаций и культурных традиций и в брачно-семейных отношениях. 
Не нашлось возражений у присутствующих и по поводу модели семьи, наиболее адекватной российскому обществу, полезной государству, надёжной для самого человека, которую предлагают российские учёные. Это семья в официальном, гражданском браке, полная, с детьми и, конечно же, гетеросексуальная. Мы – за семью естественную, просуществовавшую тысячелетия и доказавшую свою высочайшую эффективность во всех смыслах и во все времена.
Лейтмотив всех докладов на  круглом столе  был один: семейная тема должна идти непрерывно через все звенья образования и воспитания – от дошкольного до университетского. С раннего младенческого возраста дети должны видеть все преимущества традиционной семьи, чувствовать себя в ней защищённо, любить свой дом, свою Родину, быть опорой родителям и территории, на которой живут. «Социология семьи», «Психология семьи», «Семейная педагогика», «Этнопедагогика», «Семьеведение», «Нравственные основы семейной жизни», «Уроки нравственности», «Азбука семьеведения», «Родительский университет», «Здоровье семьи» - те предметы, с опорой на которые институт образования может вложить максимум усилий в дело воспитания подлинного семьянина, человека, способного в будущем взять ответственность на себя и за своего супруга-супругу, и за рождённых в брачном союзе детей.
Участники круглого стола горячо поддержали опыт, накопленный в Пензенской области, в Республике Татарстан, в городе Екатеринбурге, приложивших максимум усилий к тому, чтобы реализовать, прежде всего, в системе общего среднего образования дисциплину «Семьеведение». Учащиеся, где еженедельно, а где ежемесячно, где только в старших классах, а где и во всех звеньях обучения получают знание о семейном бюджете и брачно-семейном праве (что, кстати, проходит через Единый государственный экзамен), о семейных ролях и статусах, о семейных отношениях – супружеских, родительских, родственных, о мужественности и женственности, о любви и верности, и долге и преданности в браке, участвуют в праздновании всероссийских семейных праздников. Учебные заведения тем самым вовлекают и школьников, и их родителей к просемейной деятельности, и, как показали выступления, тем самым иные супруги отказываются от развода, начинают более серьёзно, вдумчиво относиться к своим родительским и супружеским обязанностям. Активизируются отцовские роли. Переосмысливаются межпоколенные отношения. Школьники обретают модели строительства счастливой семейной жизни, что так важно в период непростых социально-экономических условий в нашей стране.
Говоря о существующих и известных им семьях, знакомясь с произведениями литературы и искусства, касающимися семьи, разрабатывая собственные модели семьи, школьники готовятся к сознательному вступлению в брак, начинают более осознанно, ответственно воспринимать брачные и семейные права и обязанности.
Присутствующие одобрили опыт Татарстана, где ведётся системное обучение представителей образовательных организаций преподаванию дисциплины «Семьеведение». Педагоги самых разных возрастов, специальностей из всех уголков республики с большим энтузиазмом берутся за новое дело, всеми силами ратуют за его распространение на всю систему образования, не жалеют сил и труда на закрепление дисциплины в качестве элективной, факультативной или кружковой, что прозвучало и в докладе педагога семьеведения из г. Нижнекамска Гурьяновой Светланы Анатольевны.
Города Москва и Казань, Николаев (Украина) и Красноярск, Санкт-Петербург и Алатырь (Чувашская Республика), Пенза и Екатеринбург, Уфа и Туймазы (Башкортостан), Волгоград и Лениногорск (Татарстан), Красный Холм (Тверская обл.) и Бийск (Алтайский край) – такова география участия. 

 


 


 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International