Обсуждены вопросы развития дошкольного образования

6 июня 2020 г., суббота

На заседании Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам депутаты обсудили вопросы развития дошкольного образования и поддержали два федеральных законопроекта. В работе заседания комитета принял участие заместитель Председателя Госсовета РТ Марат Ахметов.

По основному вопросу о развитии дошкольного образования в Республике Татарстан на заседании комитета выступил первый заместитель министра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин.

По словам докладчика, в Татарстане работает 1747 дошкольных образовательных организаций, в том числе 29 негосударственных, и 266 школ, имеющих в своей структуре дошкольные группы. Дошкольным образованием охвачено более 224 тысяч детей, что составляет 68 процентов от общего количества детского населения от 1 года до 7 лет. В сфере дошкольного образования заняты более 22 тысяч педагогов (воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по физическому развитию, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования).

В 759 дошкольных образовательных организациях обучение и воспитание детей ведется на татарском языке. Кроме того, в 585 учреждениях имеются отдельные татарские группы. Также в республике функционируют 70 национальных ДОО (марийские, чувашские, удмуртские, мордовский) детских садиков. Около 57 тысяч детей получают дошкольное образование на родном (татарском, марийском, чувашском, удмуртском, мордовском) языке.

В рамках национального проекта «Демография», а также других государственных программ в 2019 году построено 30 новых детских садов на 6 370 мест, в том числе 3020 ясельных мест.

В целом доступность дошкольного образования по Республике Татарстан составляет около 92%.   

С информацией о состоянии системы дошкольного образования в Альметьевском муниципальном районе выступил глава района Тимур Нагуманов, который отметил основные проблемы отрасли и пути их решения.

В Альметьевском районе работает 90 дошкольных образовательных организаций, в которых воспитывается около 13 тысяч детей. Все дети в возрасте от 3-х до 7 лет, по словам главы, обеспечены местами в садиках. В то же время остро стоит проблема нехватки мест для детей ясельного возраста 1,5-3 года. Несмотря на то, что за последние пять лет в городе построено 7 новых детских садов, в электронной очереди на получение путевки в садик остается около 1,4 тысяч детей в возрасте от полутора до трех лет. За два ближайших года запланировано строительство трех садиков. Но для полного решения проблемы требуется построить дополнительно пять учреждений.

По мнению Тимура Нагуманова, одним из путей выхода из ситуации было бы более активное развитие частных дошкольных учреждений. В настоящее время в Альметьевске имеется 17 таких садиков с охватом 320 детей. Но, к сожалению, они не имеют образовательной лицензии, вследствие чего средства из бюджета на их воспитанников выделяется намного меньше, и большая часть средств ложится на плечи родителей. В связи с этим глава Альметьевского района обратился к депутатам рассмотреть возможность внедрения сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных садиках.

Депутат Госсовета, Генеральный директор АНО "Бала-сити" Альбина Насырова рассказала об опыте организации мультилингвального образования в детских садах. По ее словам, дети, владеющие двумя или тремя языками, имеют более развитое конгнитивное мышление. Для развития такого образования очень важно создать правильную языковую среду. Язык должен обучаться не как предмет, он должен быть вокруг детей. Поэтому мультилингвальным детским садам нужны профессиональные педагоги со знанием языков на высоком профессиональном уровне. В этой связи проблему создает и отсутствие в штате ставки педагога английского языка.

Обратившись к теме воспитания и обучения на татарском языке, изучения татарского языка, Альбина Насырова подчеркнула большое значения системы дошкольного образования для сохранения татарского языка. "Татарский язык должен изучаться не только как урок родного языка, его надо воспитывать через тематические клубы, проекты, мероприятия на татарском языке, - отметила она. - Например, дети охотнее воспринимают информацию в виде игр, театрализованного действа, физкультуры".

Заведующая Нижне-Кондратинским детским садом Чистопольского района Оксана Родионова поделилась опытом работы дошкольного учреждения, где преподается родной чувашский язык и воспитание ведется  с учетом культурных традиций чувашского народа.

В обсуждении вопроса приняли участие заместитель Председателя Госсовета РТ Марат Ахметов, заместитель председателя Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Людмила Рыбакова, депутаты Ильшат Аминов и Артем Прокофьев. Они поинтересовались у министерства механизмом перерасчета родительской платы за детсад за пропущенные дни,  перспективой введения компенсационных выплат родителям, чьи дети лишены возможности устроить своих детей в детсад ввиду отсутствия мест, состоянием изучения государственных языков в организациях дошкольного образования  и наличием условий для внедрения полноценного воспитания на татарском языке.

На все вопросы депутатов Ильсур Хадиуллин дал исчерпывающие ответы.

По итогам рассмотрения вопроса комитет принял ряд рекомендаций Министерству образования и науки РТ.

На заседании комитета также рассмотрены и поддержаны проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся" и "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International