В рамках Года педагога и наставника 28 февраля в Агрызском муниципальном районе проведен зональный методический семинар по теме «Формирование читательской грамотности в поликультурном пространстве», на котором присутствовали представители Министерства образования и науки Республики Татарстан, начальники и методисты информационно-методических отделов, руководители школ и детских садов, руководители РМО учителей-предметников из 7 районов Республики Татарстан и 2 районов Удмуртской Республики.
В рамках семинара обобщена и транслирована система методической работы по формированию читательской грамотности детей в Агрызском районе: комплекс методических, информационно-образовательных мероприятий, направленных на повышение читательских компетенций педагогов и детей через создание единого образовательного пространства в поликультурной среде, создание системы методического сопровождения процесса формирования читательской грамотности обучающихся в условиях муниципальной системы образования, начиная с уровня муниципальной методической службы, продолжая на уровне образовательных организаций района.
Семинар открылся презентацией выставок образовательных ресурсов и цифровых инструментов, способствующих развитию читательской грамотности, на которой представлены самые успешные практики работы педагогических коллективов детских садов, школ, представлен опыт работы сообщества учителей русского языка и литературы, начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в едином информационно-образовательном пространстве.
Транслирован опыт работы национальных школ по приобщению детей к истории родного края, к изучению произведений писателей-земляков и проведение мероприятий, посвященных им (Иж-Бобьинские, Исенековские, Лазаревские чтения).
Специалисты Агрызской центральной библиотеки продемонстрировали выставку «Әдәби туган ягым» («Литературный край»), на которой ознакомили присутствующих с произведениями писателей и поэтов Агрызского района.
Вторая часть семинара была практико-ориентированной, педагоги работали по 4 секциям: начальники информационно-методических отделов, учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, воспитатели, на которых показаны мастер-классы, фрагменты уроков и внеурочных мероприятий, направленных на формирование читательской грамотности детей.
Проблема, затронутая на сегодняшнем семинаре, имеет большое практическое значение, как для повышения качества образовательных результатов, так и в расширении профессиональной компетентности учителей. В ходе работы в группах учителя выстроили траекторию работы по повышению эффективности обучения через использование методики смыслового, продуктивного чтения, скорочтения. Доступно объяснились самые сложные вопросы и проблемы: стратегия работы с текстом, системный подход к чтению, инструменты формирования читательских умений.
В рамках семинара гости посетили Дом-музей имени Мухаммаджана Ахметжанова в селе Иж-Бобья. Деревня Иж-Бобья известна, как культурный и интеллектуальный центр рубежа 19-20 веков. Неоценим вклад династии Нигматуллиных – Буби в становление педагогической системы. Они создали первое светское учебное заведение высшего типа в России. Те традиции, которые выстраивались братьями, находят отражение в образовании настоящего времени.