В Елабуге на базе Дома научной коллаборации им. К.А. Валиева проходят занятия по подготовке будущих учителей начальных классов по дисциплине «Внеклассная работа по математике».
Интеллектуальному развитию младших школьников способствует внеурочная деятельность по математике. С переходом в начальную школу основным видом деятельности является игра. Это сказывается на учебе, поэтому учитель должен уметь плавно перевести внимание детей на образовательный процесс.
Поэтому необходима подготовка будущих учителей к использованию инновационных методов обучения в системе общего и дополнительного профессионального образования.
Студенты на занятиях по дисциплине «Внеклассная работа по математике» учатся проектировать и реализовывать программы дополнительного образования, направленные на интеллектуальное развитие обучающихся.
В качестве примера можно рассмотреть направления «Занимательная математика», «Мир головоломок», «Ментальная арифметика», «Математика и первые шаги в программировании» и др.
В урочной и внеурочной деятельности возможно применять логические задачи, ребусы и головоломки. Головоломок существует большое количество, но самой популярной является кубик Рубика. Это трехмерная механическая фигура с 54 видимыми разноцветными квадратиками. Цель данной головоломки – собрать куб, у которого каждая сторона будет одного цвета.
Сборка Кубика Рубика нацелена на развитие аналитического мышления, усидчивости, логики, пространственного воображения, зрительной памяти. Ребенок, сам того не замечая, приучается к дисциплине логического мышления.
Следующее, на что обратили внимание, была ментальная арифметика. Данная технология также может применяться во внеурочной деятельности. Студенты погрузились в решение примеров на специальных счетах «Абакус». Ментальная арифметика повышает математическую грамотность, развивает креативность и воображение. Более того, учащиеся учатся различать разряды чисел, начинают понимать суть сложения и вычитания.
Также студенты изучили возможности цифровой лаборатории по измерению температуры, пульса, кислотности, напряжения объектов окружающего мира.
Цифровые лаборатории позволяют детям получить бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Но как же объединить интерес к виртуальному миру с реальным образовательным процессом? Как ответить на такие вопросы: «Почему магнит притягивается к холодильнику?», «Как появляется свет в лампочке?», «Почему тает мороженое?». Дать ответ на эти и многие другие вопросы помогает детская цифровая лаборатория «Наураша». Главный персонаж обучающей программы – это мальчик Наураша, маленький ученый и исследователь, помощник взрослых и друг детей. Студенты в игровой форме, применяя цифровую лабораторию, научились измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомились с чудесами магнитного поля, узнали о пульсе, заглянули в загадочный мир кислотности.
Таким образом, будущий педагог должен обладать огромным багажом знаний о том, как проводить урочную и внеурочную деятельность. Дом научной коллаборации им. К.А. Валиева, который открыт по федеральному проекту «Успех каждого ребенка» под эгидой национального проекта «Образование», является уникальным местом для обучения специалистов по различным направлениям подготовки.