Серию онлайн-консультаций «На все 100!» от разработчиков экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжил эфир, посвященный ЕГЭ по литературе. Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ГИА по литературе Сергей Зинин подробно рассказал об изменениях в кодификаторе и КИМ 2025 года, о том, чего стоит ждать на экзамене, какую литературу можно привлекать для выполнения заданий экзаменационной работы, а также ответил на вопросы выпускников и учителей.
Кодификатор элементов содержания ЕГЭ в 2024 году обновлен в соответствии с ФГОС среднего общего образования, в нем появились произведения, изучаемые в основной школе. «Учитывая принципы повторения и преемственности между ступенями образования, в КИМ будут включены произведения, связанные с творчеством ключевых авторов, такие как «Слово о полку Игореве», «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова», – пояснил Сергей Зинин.
Он добавил, что, готовясь к экзамену 2025 года, будущим участникам ЕГЭ нужно знать, что знаком «–» отмечены в кодификаторе произведения авторов «на вырост», которые можно использовать по желанию. Эксперт заострил внимание на том, что маркировка фрагмента произведения курсивом указывает на его взаимосвязь с пятым заданием и темами сочинения во второй части, а маркировка полужирным шрифтом – на работу с фрагментами из этих произведений в последующих заданиях. Также к изменениям в кодификаторе относится конкретизация произведений о Великой Отечественной войне.
Произошли корректировки и некоторых заданиях. Сергей Зинин рассказал, что в 2025 году изменено задание 5: требуется сравнить приведенный в КИМ фрагмент произведения с указанным в том же задании произведением XVIII – первой половины XIX века.
Также уточнено задание 8. «В отличие от прошлого года список художественных средств для выбора правильных ответов будет состоять из семи позиций (вместо пяти)», – пояснил эксперт. В задании 10 уточнена формулировка и сняты хронологические ограничения при выборе стихотворения для сопоставления.
Руководитель комиссии по разработке КИМ обратил внимание зрителей эфира на уточнение критериев оценивания заданий с развернутым ответом и на то, что одна из тем заданий 11.1–11.3 будет носить дискуссионный характер.
В ходе консультации Сергей Зинин ответил на вопросы зрителей эфира о нюансах выполнения различных заданий. Видеозапись эфира доступна в сообществе Рособрнадзора «ВКонтакте» и на Rutube.