На сегодня в школах Казани открыто 14 ресурсных классов – такая образовательная модель дает возможность детям с расстройством аутистического спектра учиться вместе с нормотипичными сверстниками. Осваивать программу школьникам помогают дефектологи, психологи, логопеды, тьюторы, а также наставники и консультанты в области прикладного анализа поведения. Но так было не всегда – еще восемь лет назад большинство детей с РАС могли учиться только на дому или в коррекционных школах. Об открытии первых ресурсных классов, преимуществах обучения в них для нормотипичных детей и системе подготовки универсальных педагогов рассказали директор АНО «Инклюзивный учебно-методический центр «Путь к жизни» Светлана Сафиуллина и руководитель методического направления Анна Устиновская.
Впервые модель ресурсных классов была внедрена в 2017 году в казанских школах №№1, 65, 97, 156, 168. Вплоть до этого времени выбор у детей с РАС был невелик: учиться можно было на дому или в коррекционных школах, где для этих ребят (расстройства аутистического спектра далеко не всегда связаны с интеллектуальными нарушениями) не предусмотрена специализированная система обучения. Инициаторами создания первых ресурсных классов стали родители особенных детей, открывшие общественную организацию «Просто другие», руководителем которой стала Анна Устиновская. Она прошла курс по прикладному анализу поведения, занималась с сыном и другими особенными детьми. В результате жительница Казани стала не просто сертифицированным поведенческим аналитиком и супервизором, но и экспертом федерального уровня. Сейчас Анна Устиновская входит в окружную рабочую группу общественного проекта «Ментальное здоровье» от Татарстана и руководит методическим направлением в центре «Путь к жизни».
Пилотные ресурсные классы, курируемые организацией «Просто другие», были открыты в школах №1 и №97. Работа над методикой обучения, переквалификацией педагогов, обустройством классов началась заблаговременно. 1 сентября 2017 года первые 10 ребят с РАС переступили пороги школ. «При поддержке татарстанского фонда «В твою пользу» мы нашли средства на открытие двух ресурсных классов – модель дорогостоящая, далеко не все может покрыть бюджет школы, да и в принципе на это ресурсов не заложено. В школах мы воссоздали классическую модель, которая была рекомендована Министерством образования РФ, – вспоминает Анна Устиновская. – Первое время мы ежегодно находили средства на поддержку этих классов, одним из главных доноров была Ассоциация «Аутизм – Регионы». Через несколько лет в обеих школах родители создали свои НКО и сегодня самостоятельно привлекают средства на работу ресурсных классов».
С 2020 года организация «Просто другие» начала прирастать специалистами. Одним из первых стала поведенческий аналитик и психолог Светлана Сафиуллина, которая уже имела опыт работы с детьми с РАС в детском саду. Она предложила открыть для выпускников дошкольных ресурсных групп новый ресурсный класс в школе №86. Заручившись поддержкой ее директора, организация развернула деятельность по подготовке за год до открытия класса. Средства, полученные от БФ «Танефть» и Фонда президентских грантов, позволили отремонтировать и полностью оборудовать помещения, обучить специалистов, заключить договоры с куратором и супервизором в области прикладного анализа поведения.
Светлана Сафиуллина отметила, что не менее важной была подготовка инклюзивной среды в школе. Весь учебный год, предшествовавший открытию класса, к этому событию готовили и учащихся, и педагогический коллектив, и родителей. Была организована серия мероприятий, направленных на формирование инклюзивной среды. Благодаря этому ребята с РАС, начавшие учиться 1 сентября 2021 года, смогли быстро и успешно адаптироваться.
Для школьников с РАС разрабатывают индивидуальные образовательные программыДетей с РАС зачисляют в обычные классы, а перед этим они проходят входную диагностику навыков: речевых, академических, социальных. Это необходимо для разработки для ребят с особенностями здоровья индивидуальных адаптированных образовательных программ.
Процесс включения в инклюзивное обучение совместно с нейротипичными ребятами происходит постепенно. Вначале организуют «обратную инклюзию»: одноклассники приходят в ресурсную зону (специально оборудованные помещения, в которых обучаются дети с РАС), взаимодействуют с ними, играют, общаются. Постепенно ученики с особенностями здоровья начинают приходить на некоторые уроки, на обед в столовую или на внеурочные мероприятия.
«Обратная инклюзия» морально готовит как обычных школьников, так и детей с РАС к совместному обучению. У нейротипичных сверстников тоже идет адаптация, никто не говорит: «Вы обязаны!» Инклюзия – это когда комфортно всем.
Светлана Сафиуллина директор АНО «Инклюзивный учебно-методический центр «Путь к жизни»
После первого этапа адаптации некоторые дети с РАС начинают регулярно посещать уроки в своем классе в сопровождении тьютора – это педагог, помогающий ребенку в обучении и социализации. Если школьник с РАС испытывает трудности в обучении в общем классе, не успевает усваивать материал, то он учится в ресурсной зоне, где с ним работают специалисты. Гибкость модели позволяет индивидуализировать формат обучения для каждого ребенка, подобрать для него наилучшие условия, а также регулярно пересматривать их по мере развития навыков ученика и на основе уровня его адаптации.
В ресурсных классах каждому ребенку помогает тьютор. «Но он не должен быть с учеником все время, – отмечает Анна Устиновская. – Задача тьютора – постепенно становиться менее нужным, быть тенью школьника, научить его самостоятельности, а не делать все за него. У нас есть классы, где тьютор в основном наблюдает за своим учеником, сидя в отдалении от него, и может подойти и помочь только в каких-то особых случаях».
В конце учебного года ребенку с РАС проводят сквозную диагностику, чтобы отследить прогресс в обучении. О результатах сообщают родителям в индивидуальном порядке и согласовывают с ними дальнейший план действий.
Инклюзивные классы малокомплектные, в них учатся примерно по 18 человек. Все дети включены в инклюзивный процесс, регулярно участвуют в мероприятиях, экскурсиях. Это очевидные, но не главные преимущества обучения в таких классах для обычных школьников. «Очень важно, что нормотипичные дети становятся коммуникативно гибкими. В инклюзивных классах нет травли, а добрые отношения выстраиваются гармонично, без навязанной толерантности. У некоторых школьников, которые учатся вместе с детьми с РАС, успеваемость выше, чем у их сверстников в обычных классах», – отметила Анна Устиновская.
Команда НКО выстраивает жизненный маршрут для своих подопечных с РАСВ планомерно выстроенной работе оставалось одно слабое место – постоянная смена кадров. Сначала у каждого сотрудника была своя узкая специализация. Уходит один – происходит сбой в работе всей системы. Анализ ситуации показал, что при обучении детей с РАС специалист только с одной компетенцией, например, ресурсного педагога, далеко не всегда справляется с задачами. Поэтому было принято решение открыть инклюзивный учебно-методический центр «Путь к жизни», цели работы которого – создание профессионального сообщества специалистов, работающих с детьми с РАС, взращивание собственных квалифицированных кадров.
Светлана Сафиуллина стала руководителем новой организации. Взяв на вооружение приобретенный опыт, команда центра направила все ресурсы на улучшение работы специалистов. «Если бы мы этого не сделали, у нас все могло разрушиться, как карточный домик. Мы приняли решение, что специально выделенного ресурсного педагога больше не будет. Нам были нужны универсальные специалисты. Сейчас уровень компетенций наших педагогов позволяет проводить и индивидуальную, и групповую работу в ресурсной зоне. Мы практически всех обучали на дефектологов, они проходили профпереподготовку, повышение квалификации, учились разрабатывать методические пособия, писать программы. Так мы внедрили систему подготовки универсальных педагогов высокого класса», – рассказала директор центра «Путь к жизни». Кроме того, в этом году был запущен проект «Индивидуальная траектория развития педагога», включающий глубокий анализ работы специалистов за целый год и составление профессиональных планов на будущее.
В АНО «Инклюзивный учебно-методический центр «Путь к жизни» трудятся 29 специалистов, которые работают с детьми с РАС в проектах обеих организаций. Это ресурсные классы в школе №86 и лицее №79, группы подготовки к школе, учебно-тренировочные квартиры, служба ранней помощи, мастерские, инклюзивные лагеря. Всего в проекты включено почти 150 детей с РАС, 30 из них входят в экосистему организации, то есть принимают участие во всех проектах сразу (с учетом возраста).
«В Казани есть большое количество желающих попасть в нашу экосистему, мы регулярно получаем обращения от родителей. Но из-за ограниченности ресурсов мы не можем взять под свое крыло больше 30 детей. Дело в том, что миссия наших организаций – поддержка детей на протяжении всего жизненного маршрута (от ранней помощи до сопровождаемого проживания и трудоустройства). Чтобы реализовать эти глобальные планы, мы должны ограничить круг подопечных и сосредоточиться на них», – объяснила собеседница.
Чтобы больше детей с РАС могли получать квалифицированную помощь, центр «Путь к жизни» реализует большое количество проектов для специалистов (не только своих, но и сторонних). Организация проводит обучающие мероприятия, курсы, оказывает методическую поддержку, предоставляет услуги супервизии. Многие проекты реализуются в партнерстве с государственными и муниципальными организациями. Например, проект наставничества «Ихлас» успешно был реализован при поддержке управления образования Казани – инициатива охватила 85 специалистов школ и детских садов. По заказу ресурсного центра Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ были обучены свыше 80 сотрудников реабилитационных организаций региона. В сотрудничестве с управлением образования и при поддержке Фонда президентских грантов сейчас реализуется проект «Ментор» – 40 педагогов проходят обучение наставничеству и кураторству. В рамках совместного проекта со Службой ранней помощи организация предоставляет специалистов, умеющих эффективно работать с детьми до трех лет с нарушениями ментального развития.
«Фактически за восемь лет работы мы стали помощниками тех государственных структур, которые осуществляют поддержку детей с РАС и их семей. На эти цели мы привлекли свыше 20 млн рублей. Наша совместная деятельность позволяет достичь действительно высоких результатов. Очень надеемся, что 2025 году у нас появится свое помещение», – отметила Светлана Сафиуллина.
«Путь к жизни» и «Просто другие» известны не только в Казани, но и далеко за ее пределами. Только в этом году в столицу Татарстана приезжали специалисты из 15 российских регионов, чтобы перенять опыт работы ресурсных классов.