Заседание Ассоциации развития педагогического образования (АРПО) состоялось 23 декабря в рамках Всероссийского совещания с руководителями исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. На мероприятии в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» глава Минпросвещения России Сергей Кравцов подвел итоги работы ведомства и высших учебных заведений и обозначил приоритеты на 2026 год.
В ходе своего выступления Министр просвещения рассказал о нововведениях для абитуриентов педуниверситетов.
«Планируем, что с 2027 года при поступлении в педвузы ребята будут проходить профильное вступительное испытание. Эта мера позволит готовить мотивированных учителей-предметников и повысит качество естественно-научного образования. Отмечу, что педагогические направления подготовки остаются одними из самых востребованных среди абитуриентов. Молодые люди осознают, что благодаря качественному образованию, основанному на практико-ориентированных программах, они будут востребованы на рынке труда. Так, начиная со второго курса студенты педвузов проходят обязательную педагогическую практику в детских лагерях и школах», – сообщил Сергей Кравцов.
Он обратил внимание, что в список педвузов России по наибольшему трудоустройству по специальности вошли Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В.Г. Короленко, Томский государственный педагогический университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Шадринский государственный педагогический университет и Уральский государственный педагогический университет.
Глава Минпросвещения России рассказал об обновлении инфраструктуры педагогических вузов. За год в рамках национального проекта «Молодежь и дети» в учебных заведениях было создано и модернизировано 49 кабинетов по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины», 61 кабинет по труду (технологии), 18 кабинетов по естественно-научным предметам.
Кроме того, открыты 4 кабинета по отдельным дисциплинам, 33 военно-патриотических центра, 1 образовательно-воспитательный кластер для подготовки педагогов дошкольного и начального образования.
«В 2026 году планируем уделить внимание кабинетам для преподавания музыки, изобразительного искусства, естественно-научных предметов. Также намерены дооснастить 15 военно-патриотических центров и в каждом педвузе создать Центр военно-патриотического воспитания «Вершина». Важно дать возможность нашим героям специальной военной операции пройти переобучение и обучать детей», – сказал Сергей Кравцов.
Он также остановился на результатах научно-исследовательской деятельности педвузов. В 2025 году было подготовлено 189 работ, посвященных содержанию образования, воспитательной работе, подготовке кадров и другим актуальным вопросам системы образования.
Заместитель Министра просвещения РФ Ольга Колударова подчеркнула, что в педвузы приходят мотивированные выпускники школ и поблагодарила ректоров, которые включились в работу по созданию сети психолого-педагогических классов. К 2025/26 учебному году их создано уже свыше 8,8 тысячи.
О вкладе педагогических университетов в развитие международного сотрудничества в сфере образования рассказал статс-секретарь – заместитель Министра просвещения РФ Андрей Корнеев.
«Наши ключевые задачи – это продвижение изучения русского языка в системах образования иностранных государств, а также поддержка этой деятельности в тех странах, где русский язык уже изучается. Для решения этих задач Минпросвещения запущен ряд получивших широкую известность инструментов: это наши проекты «Российский учитель за рубежом», «Сила ума», «Класс!», «Малыш». Уже сейчас русский язык включен в образовательный процесс ряда государств – Корейской Народной Демократической Республики, Венесуэлы, Сербии, Сирии, Китая, Монголии, Республики Конго. Коллеги, необходимо точечно работать с каждой школой в этих странах», – сказал он.
Кроме того, с докладом выступил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Он сообщил, что сегодня в учреждениях СПО представлено 11 педагогических специальностей. За последние годы значительно выросло количество бюджетных мест.
АРПО – профессиональная площадка, которая объединяет членов педагогического сообщества всех уровней образования. В ее состав входит более 230 организаций из всех федеральных округов, включая воссоединенные территории России.
Всероссийское совещание региональных министров образования проходит 22–24 декабря в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Его участниками стали заместители руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, курирующие социальные вопросы, руководители исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и подведомственных Минпросвещения России организаций, ректоры педвузов. Они обсудят итоги работы в сфере образования за 2025 год, реализацию структурных мероприятий, суверенную систему образования, актуальные вопросы государственной политики в сфере образования, наметят план мероприятий на 2026 год.