Эксперт КФУ ответила, в каком возрасте детям надо начинать учить иностранный язык

5 мая 2020 г., вторник

Большинство родителей волнует вопрос: когда детям надо начинать учить иностранный язык? Эксперт Казанского федерального университета, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, международный эксперт в области оценки качества дошкольного образования ECERS Евгения Шишова уверена: чем раньше, тем лучше.

"Сегодня владения одним языком недостаточно, чтобы свободно чувствовать себя в этом мире. В Европе и западных странах для людей считается нормой знать два и даже несколько языков", - отметила ученый.

Феномен билингвизма является центральным объектом внимания различных наук, общие вопросы формирования билингвальной компетентности рассматриваются с позиций психолингвистики, лингводидактики, психологии и опираются на возможность усвоения в раннем возрасте второго языка.

"Владение другими языками рассматривается не только как обретение преимущества, с инструментальной точки зрения, и дальнейшее благополучие ребенка, но и как его подлинное культурное и личное обогащение. Именно с этим связана тенденция раннего обучения языкам", – пояснила  Евгения Шишова.

Исследователи выделяют билингвизм искусственный и естественный:

"Естественный билингвизм - когда  вы родились в семье родителей, говорящих на разных языкахИскусственный билингвизм - это знание двух языков, где  один - родной, а второй - приобретенный; когда человек изучает язык, которым в повседневной жизни не пользуется".

Ученые считают раннее обучение второму языку в детских садах целесообразным, так как, по их мнению, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного развития и формирования базовых качеств личности, в этом возрасте закладываются основы когнитивного и коммуникативного развития детей:

"Дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный период для изучения иностранного языка. Это возраст потенциальных возможностей детства, интенсивного восприятия и формирования языковых способностей. Поэтому билингвальное развитие ребенка оптимально начинать с 4-5 лет и не позднее 8-ми лет, что обусловлено психологическими особенностями его общего развития". 

Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма.

"Ошибки, неизбежные при позднем изучении иностранного языка, объясняются доминирующей ролью родного языка. Ребенок пытается говорить на иностранном языке, используя грамматику и фонетику языка родного. Если же интервал между началом общения на первом и втором языках не превышает года, различия в их усвоении до трехлетнего возраста, при условии соблюдения принципа билингвального воспитания, могут быть сглажены. Научившись в раннем детстве двум языкам сразу, ребенок не будет их путать в будущем", - считает доцент Е.Шишова. 

Как подчеркивает педагог-психолог, задача обучения второму языку состоит в том, чтобы не только говорить и писать на этом языке, а еще и думать, формулировать свои мысли. А для этого необходимо изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить момент и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International