Рафис Бурганов провел итоговую пресс-конференцию

26 декабря 2018 г., среда

Сегодня на пресс-конференции глава Минобрнауки Татарстана Рафис Бурганов сообщил, что в этом году «закрыли позицию по тревожным кнопкам в школах». Средства на оснащение учебных заведений кнопками экстренного вызова полиции муниципалитетам выделены.
«В этом году закрыли позицию по тревожным кнопкам. Средства посчитали и определили. Сейчас все муниципалитеты эти деньги получили. В зависимости от того, кто обслуживает школу, будут заключаться договоры», – сказал министр образования и науки РТ.
Он подчеркнул, что «техническое перевооружение очень важно, но не менее важно и интеллектуальное». «Сейчас такое время, когда люди достают оружие, бросают бутылки с зажигательной смесью где-то в Европе и прочее. Надо уметь защитить в такой ситуации себя, родных и близких и правильно себя вести. Я думаю, что эта часть у нас сегодня отстаёт, и мы её будем подтягивать в школах», – отметил Рафис Бурганов.
По его словам, необходимы также системы контроля и управление доступом на территорию школ. «На мой взгляд, периметр однозначно должен быть закрыт, чтобы посторонних на территории (образовательного учреждения — прим. Т-и) не было. Если они появляются, то дети должны сразу же сообщать об этом. Но для этого надо, чтобы директор школы, завуч, педагоги обучали детей, как поступать в таких ситуациях, как себя вести», – резюмировал министр. 
Также он сообщил что в татарстанских школах появятся уроки шахмат. «По нацпроекту у нас во многих школах добавятся эти ставки», – сказал глава Минобрнауки РТ. При этом он не стал сообщать подробности о новом учебном предмете.
«Пусть сначала всё будет подписано. Мы выиграли нацпроект, который подразумевает ремонт классов ОБЖ, в рамках этого дополнительно должны будем в том числе организовать занятия шахматами в предусмотренных рекреационных зонах», – рассказал министр. «Мы как-то дискутировали с Минтимером Шариповичем Шаймиевым, насколько шахматы помогают систематизировать знания, как они “включают” мозг в экстремальных ситуациях», – добавил он.
В августе 2019 года в Казани состоится 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.
«Проведение чемпионата - не самоцель, главная цель – привлечение молодёжи в рабочие профессии, – сказал спикер. – Мы должны повышать авторитет рабочих профессий».
При этом он заметил, что в республике увеличивается число молодых людей, которые выбирают рабочие профессии. «В конце 90-х годов у нас были предприятия, где средний возраст работающих составлял 57 лет. Это была катастрофа. Сегодня он уже ближе к 40 годам, а есть предприятия, где работники моложе. Это великолепно», – подчеркнул Рафис Бурганов.
По его словам, подготовка к чемпионату мира находится на «финишной прямой» и будет продолжена. «Сегодня у нас состоялось совещание с участием представителей “Казань Экспо” о проведении очередной выставки, которая пройдёт в первом квартале 2019 года. Мы говорили о том, чтобы как можно больше мероприятий проводить в выставочном центре, чтобы все службы и сервисы протестировать. Параллельно наши ребята принимают участие в региональных чемпионатах, участвовали в EuroSkills», – отметил глава Минобрнауки РТ.
В мае следующего года Казань примет финал VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), а уже в августе состоится 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.
Сейчас в Татарстане разрабатывают концепцию трёхъязычной школы, которую предложил создать в Казани Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. «У нас создана рабочая группа, куда входят специалисты, ведущие директора. Даже я не вхожу в состав этой рабочей группы, чтобы не было никакого давления, чтобы они подготовили тот проект-продукт, который будет понятен всем. Думаю, что в ближайшем будущем такая концепция будет выработана. Без концепции строительство школы не начнётся», – сказал глава Минобрнауки РТ.
Он напомнил, что речь идет о школе, где преподавание будет вестись на трёх языках – русском, татарском и английском. «Не секрет, что такая школа планируется. Причём это не в физическом понятии школа, мы хотим создать новую идеологию школы. Под эту идеологию будет соответствующее здание. В концепции есть начальная школа, интернат, детский сад. Конечно, пока преждевременно говорить, но есть новые элементы, которые мы пока в действующей системе не видим», – заключил министр.
По информации Минобрнауки РТ, ключевой особенностью этой школы должна стать многоязычная подготовка и развитие детей с применением лучших методик и практик школ ЮНЕСКО. Предполагается, что она будет успешно формировать такие компетенции, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, работа с IT-системами и другие. Одновременно в комплекс будут входить детский сад на 80 мест и интернат на 200 учащихся. Открытие школы планируется 1 сентября 2020 года.

Что касается преподавания родных языков, то, как рассказал журналистам Рафис Бурганов, представители Татарстана участвуют в разработке концепции преподавания родных языков. В рабочую группу входят представители Минобрнауки РТ и научного сообщества. Предложения Татарстана направлены в Министерство просвещения РФ, в том числе в части государственных языков республик. «Мы договорились, что создаем рабочую группу с участием Ильдара Гильмутдинова. Думаю, он даже возглавит эту группу, потому что он не просто председатель комитета Госдумы, но и бывший директор школы, педагог, эти проблемы знает хорошо, особенно в части родных языков», – добавил он.
Министр отметил, что 14 декабря в Санкт-Петербурге прошло заседание по разработке концепции преподавания родных языков в школах. «Спасая в этой ситуации изучение татарского языка, концепция явилась локомотивом для всех родных языков, в том числе и русского. Все-таки русский язык как родной до этого не изучался. Стали востребованы наши методика и концепция изучения родных языков, потому что их просто не было по большинству родных языков. Наши коллеги из других регионов стали интересоваться нашим опытом», – подчеркнул он.
По мнению Бурганова, эта концепция должна «вобрать в себя стандартные подходы к изучению всех родных языков». «Понятно, что есть нюансы, но если мы общую концепцию выработаем, общий подход, то он будет универсален. Пока эта концепция не утверждена. Но думаю, что не позже первого полугодия следующего года такая концепция должна появиться», – заявил он.
Сейчас в школах Татарстана изучают такие родные языки, как русский, татарский, удмуртский, чувашский, мордовский, марийский и иврит. «Если на параллели 15 человек желают изучать какой-то язык, то мы готовы обеспечить подготовку преподавателей и изучение этого языка на обязательной основе – 2 часа в неделю госпрограммой предусмотрено. Мы немного видоизменили программу, – сказал он. – Мы находимся в процессе. Педагогам, которые обучались по одной методике несколько лет, тоже непросто перестроиться, даже психологически».
Спикер уточнил, что простое изучение грамматики признано малоэффективным, основной упор теперь делается на говорение. Смена методики показала результаты уже по итогам второй четверти.
«Те, кто первый год изучает язык при таком подходе, где очень творческий педагог, и благодаря тому, что учебники видоизменились, добивается хороших результатов. И сегодня дети заговорили. Причём заговорили отличники. Базовый уровень примерно одинаковый у всех, но отличник ко всему относится серьёзно, а здесь ему все упростили, дали понятно и доступно, – заметил Бурганов. – Я считаю знание любого языка конкурентным преимуществом. Русские дети с удовольствием изучают татарский и знают его иногда лучше татар».
По информации Минобрнауки РТ, в этом учебном году как родной язык 68,6% детей изучают татарский, 29,9% – русский, 1,5 % – другие языки (чувашский, удмуртский, марийский, мордовский и иврит). Помимо этого, 1,15% детей изучают татарский как государственный язык республики в рамках школьного компонента.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования