«Идея создать модель идеальной школы возникла после диалога с родителями в Общественной палате, когда обсуждались вопросы, связанные с тем, какой должна быть школа, какова позиция Министерства просвещения в вопросах цифровизации, содержания учебников и системы воспитания», – сказал он.
Сергей Кравцов отметил, что в ходе работы были проанализированы различные документы и итогом становится не дополнительный документ, а концепция, объединяющая уже имеющиеся наработки и лучшие практики.
«По сути, мы создаём настольную книгу для директоров школ. Этот документ носит рекомендательный характер, каждая школа может выбирать ту или иную рекомендацию», – добавил глава Минпросвещения России.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко подчеркнула, что «будущие поколения общественных, управленческих, технологических лидеров, инженеров, изобретателей, предпринимателей – это те, кто сегодня сидит за партой».
«Нужно внимательно посмотреть на сегодняшние требования к качеству школьного образования, сформировать национально ориентированную систему оценки его качества, ответить на вопросы: какими знаниями, умениями, навыками, грамотностями должен обладать выпускник российской школы? какие личностные качества у него должны быть сформированы? как школа и система образования в целом это могут обеспечить? Школе не только нужно соответствовать запросам времени, но предугадывать и опережать их», – сказала она.
Основные составляющие концепции представил директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко. По его словам, к июню завершится процесс разработки методических рекомендаций, а с сентября текущего года реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» планируется запустить в тех российских школах, которые сами изъявят желание присоединиться к нему. Основываясь на полученном положительном опыте, в 2023 году новая модель может быть масштабирована в рамках всей страны.
В соответствии с представленной концепцией в развитии единого образовательного пространства выделяются пять магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: знание (качество и объективность), здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются ещё тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда.
Реализация проекта затронет такие вопросы, как качество получаемых знаний, формирование инклюзивного пространства, решение широкого круга воспитательных задач, развитие дополнительного образования, реализация здоровьесберегающих технологий и психологическое сопровождение обучающихся, а также ряд других вопросов. Министерство просвещения также готовит методические рекомендации для того, чтобы дать всем учебным заведениям ориентиры для достижения результатов.
Заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России, председатель совета Академической гимназии № 56 (Санкт-Петербург) Майя Пильдес отметила, что для реализации проекта нужна также эффективная система подготовки педагогических кадров и повышения квалификации педагогов. Она подчеркнула, что для подъёма уровня средней школы необходимо учитывать опыт «флагманов образования», перенимать опыт тех школ, у которых получилось добиться больших результатов.
Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова сообщила, что проект «Школа Минпросвещения России» встретил большую поддержку в организации. По её словам, этот проект предполагает комплексное рассмотрение всего формирования современной школы, и каждая образовательная организация будет давать ответ по восьми позициям.
К общественному обсуждению подключились также директора школ из разных российских регионов, которые сообщили о готовности принять участие в апробации проекта.
СправочноГлавная цель проекта «Школа Министерства просвещения России» – создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства для каждого школьника независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, её материальной обеспеченности.
Общественное обсуждение проводится для того, чтобы собрать мнение о проекте «Школа Минпросвещения России» широкого круга заинтересованных лиц: педагогов-профессионалов, родителей, детей, а также выявить и обобщить дополнительные предложения, замечания и критику.