Ильсур Хадиуллин принял участие в VIII Международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2022

25 мая 2022 г., среда

В Казанском федеральном университете в смешанном формате 25-27 мая проходит VIII Международный форум по педагогическому образованию (International Forum on Teacher Education – IFTE). Его тема – «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке».

Масштабное мероприятие объединило ученых и педагогических работников из 29 стран, которые обсуждают актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

В рамках форума работают три международные научно-практические конференции: «Психологическое благополучие и эффективность учителя», «Педагогическое образование и испытание пандемией СOVID-19», «Исследовательски-ориентированное педагогическое образование как феномен педагогической антропологии».

В торжественном открытии форума приняли участие: заместитель премьер-министра Республики Татарстан Лейла Фазлеева, министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, исполняющий обязанности ректора КФУ Дмитрий Таюрский.

«Педагогическое образование определяет развитие детей, определяет взаимодействие с родителями всех субъектов, которые участвуют в образовательном процессе, а в конечном итоге это определяет то, как развивается страна, как развивается держава. Педагогический форум – это всегда поиск новых решений, реакция на изменения, которые происходят в социальном, политическом аспекте», – сказала Л.Фазлеева в разговоре с журналистами.

Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин отметил, что форум проходит в КФУ, так как именно он является основным центром подготовки кадров в республике.

«Как вы знаете, Президент и правительство нашей республики поддерживают педагогическое образование. Более 600 педагогов в этом году за счет бюджета Республики Татарстан обучаются в вузах нашей республики. Я считаю, что распространение данного опыта на уровне Российской Федерации, на международном уровне сегодня как раз является основной целью сегодняшнего форума, потому что таких регионов, как Татарстан, не так много. Сегодня подготовка педагогов, повышение квалификации (и у нас есть хороший опыт – персонифицированная модель повышения квалификации) – в совокупности эти факторы дадут успех в этом деле», – проинформировал министр.

По словам Д.Таюрского, IFTE из года в год собирает достаточно много участников.

«В этом году в нем участвуют более 1,5 тысяч человек. Из них более 200 – из зарубежных стран. Представлены 29 стран, 214 образовательных организаций, университетов, исследовательских институтов, – сообщил Дмитрий Альбертович. – Задача форума – обсудить насущные проблемы образования сегодня. Мы все видим, в свете последних событий, как буквально за одно поколение можно полностью поменять менталитет наших детей. Сегодня образование, восстановление справедливости образования, исторической ценности образования как никогда важны. И поэтому естественно, что сегодня мы будем обсуждать эти проблемы».

Он отметил, что к IFTE присоединился форум «Педагоги России», в котором участвуют свыше 10 тысяч человек.

На пленарном заседании, которое состоялось сразу после торжественного открытия форума, свои доклады представили: Дмитрий Таюрский («Педагогическое образование в Казанском федеральном университете: традиции и современные приоритеты»), директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель ФУМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» Елена Казакова («Педагогическое образование в современном университете: модели, вызовы, приоритетные задачи»), ассоциированный член IFTE (Дублин, Ирландия) Конор Гелвин («Educating Teachers for a Changed World: some observations on foundational values, technical capability, and cultural understandings now required to teach ethically»), а также ректор Казахского национального университета им. Абая Дархан Билялов («The specifics of the competitiveness of a pedagogical university on a regional and global scale»).

Предваряя свой доклад, Е.Казакова отметила, что распределенная модель педагогического образования, которая применяется в Казанском университете, – это ноу-хау, в котором нуждаются и студенты, и крупные университетские площадки.

«Когда мы говорим о современном университете (а мы точно сейчас находимся на площадке суперсовременного университета), для нас очень важным являются два его статуса: исследовательский и экспертный центр», – подчеркнула ученый.

Далее она более подробно остановилась на этих двух составляющих.

«Тематика исследований в области наук об образовании считается актуальной, если исследования направлены на получение новых научных знаний, обеспечивающих развитие приоритетных направлений педагогической науки и решение стратегических задач развития системы образования, которые определены соответствующими государственными, отраслевыми и академическими программными документами, а также реализацию образовательных потребностей личности и общества», – сообщила она. 

Елена Ивановна сказала об ответственности педагогов, которые выступают в качестве экспертов, перед профессиональным сообществом и акцентировала внимание на том, что подготовка квалифицированных экспертных заключений должна делаться на основе критериального анализа.

Во второй части выступления научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО Е.Казакова рассказала о тенденциях воспитания и о проблемах в сфере подготовки педагогов. Одной из них является технологическая отсталость многих педагогических вузов.

«В Казанском университете студенты имеют счастливую возможность управляться с высокотехнологичным оборудованием. Но из большинства наших вузов выходят студенты, которые в принципе не видели того, что сегодня создано в школах. Они не понимают, что за оборудование стоит в классах», – заявила она.

Член-корреспондент РАО уверена: студенты должны обладать устойчивым опытом получения образования в условиях цифровизации.

«Когда мы говорим о педагогическом образовании, мы говорим о педагоге, который должен выполнять целый ряд функций. Да, он воспитатель, учитель и организатор образовательного взаимодействия. Да, он исследователь и эксперт. Он проектировщик и технолог. Он участник и строитель сетевых программ. Он наставник для кого-то. Он автор методических текстов и текстов, с которыми работают учащиеся. Он экспериментатор и инноватор. Нельзя вырастить поколение России, которое будет стремиться сделать жизнь лучше, если не передать восторг от изобретательства, от этого мира педагогической инженерии. Ну и, конечно, он носитель личностного потенциала с очень ясной, понятной ученику и выраженной личностной позицией», – сказала, завершая свое выступление, Елена Казакова и добавила, что педагог должен помнить о том, что он «растит будущее».

В программе трехдневного форума – секционные заседания, круглые столы, панельные дискуссии, симпозиумы, питч-сессии. В фокусе внимания их участников будут актуальные проблемы подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

С подробной программой форума можно ознакомиться на сайте. Трансляция мероприятий IFTE доступна в ВК и Youtube

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International