Единый государственный экзамен – одна из самых обсуждаемых тем не только в школьном сообществе, но и среди родителей и «сочувствующих». Казалось бы, за два десятилетия к такому формату аттестации все должны были привыкнуть, тем более что ЕГЭ претерпел значительные изменения и превратился в серьезный экзамен, проверяющий целый спектр знаний, умений и навыков выпускников.
О том, каким был экзамен и каким он стал сегодня, в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» рассказывает директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова.
Эксперимент, который стал экзаменом
ЕГЭ появился как ответ на наболевшие проблемы: необоснованные оценки в школе (пятерка в одной школе, например, отличалась от пятерки в другой), непрозрачную систему поступления в вузы, «серые» сервисы поступления, сложности для учеников с отдаленных территорий. То есть изначально стартовые условия для ребят были неравными.
У выпускников была очевидная перегрузка: они сначала сдавали экзамены в школе, а потом их ждали 3–4 вступительных экзамена в университете.
К 2001 году стало понятно, что необходима единая система всеобщей оценки учебных достижений, которая объединит в себе и итоговую аттестацию, и вступительные экзамены и обеспечит равные условия для всех участников экзамена.
Эксперимент стартовал в 2001 году и длился до 2008 года: необходимо было создать единую методологию, определить все этапы аттестационной процедуры – от мест проведения экзамена до системы обработки результатов.
В 2008 году эта работа была закончена, и ЕГЭ стал проводиться в штатном режиме. Сегодня мы видим, что он доказал свою эффективность и повысил уровень прозрачности поступления выпускников в вузы.
Очень важный момент: с самого начала содержание экзамена строилось в соответствии с российским образовательным стандартом. В то же время мы учитывали опыт зарубежных коллег и на старте позаимствовали ряд технологических решений для проведения массовой процедуры оценки учебных достижений.
Такая же технология использовалась и в добровольном централизованном тестировании школьников, которое проводилось ранее.
Первые годы проведения экзамена в измерителях действительно были задания с выбором одного ответа. Но наряду с ними в измеритель были включены задания с кратким ответом, а также с развернутым ответом.
Уже более семи лет заданий с выбором одного ответа в контрольных измерительных материалах больше нет – теперь на их месте только задания с кратким ответом.
Увеличивается количество вопросов и наращивается содержательный потенциал заданий с развернутым ответом, и это уже серьезное отличие от аттестационных форматов, которые используются в других странах.
Нас часто упрекают в том, что мы ежегодно меняем контрольные измерительные материалы. Но это тоже важная часть улучшения ЕГЭ: сначала мы проверяли фактологическую память, а сейчас мы анализируем знания, умение работать с информацией и делать выводы.
Эксперты и объективность
До ЕГЭ часто возникала ситуация, когда на экзаменах разные педагоги по-разному оценивали знания учащихся: одни требовали подробных ответов, другим было достаточно поверхностной информации, то есть всегда присутствовал фактор субъективизма.
Сегодня же у нас построена единая система критериальной оценки и ведутся постоянная работа с экспертным сообществом, подготовка и обучение, есть система «Эксперт ЕГЭ», позволяющая проводить квалификационные испытания для экспертов предметных комиссий всех субъектов Российской Федерации.
Это дает возможность выработать единые подходы к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, избежать субъективных оценок, проводить апелляцию по развернутым ответам и выдавать объективные результаты экзамена.
Отменить нельзя оставить
Сегодня мы продолжаем слышать инициативы о том, что ЕГЭ надо отменить и, возможно, вернуться к старой советской системе поступления в вузы. Попытаемся представить, что будет, если это действительно произойдет.
Во-первых, увеличится количество экзаменов для выпускников – надо будет сдавать их в школе и вузе.
Во-вторых, практически невозможно будет пробовать поступать в разные вузы, потому что время проведения экзаменов в них чаще всего совпадает.
В-третьих, ребята из отдаленных городов и поселков будут ограничены в выборе университетов в других регионах. Для прохождения вступительных испытаний в вузах в других регионах на семьи ляжет дополнительная финансовая нагрузка.
В-четвертых, не будет единых прозрачных и понятных правил игры, действующих по всех стране, не будет единой, понятной всем информации. Ни единых спецификаций и демоверсий экзаменационных материалов, ни одинаковых условий проведения испытаний, ни согласованного подхода к оцениванию экспертным сообществом работ абитуриента – ничего.
Таким образом, все, что мы наработали за эти 22 года, просто будет утеряно.
Перспективной представляется идея разработки системы электронных портфолио каждого обучающегося, которая сможет стать достойным дополнением объективной и прозрачной системы оценки учебных достижений выпускников школ.
ЕГЭ-2023: никаких изменений нет
Еще раз хочу напомнить: за несколько месяцев до начала аттестации говорить об изменениях в ЕГЭ просто неприлично.
Все одиннадцатиклассники и их педагоги еще до 1 сентября были ознакомлены с теми незначительными изменениями, которые произошли в содержании экзамена. В самой процедуре все осталось так же, как было.
Что касается технических средств и видеонаблюдения – это именно те опции, которые позволяют объективно провести экзамен и которые защищают права и возможности участников ЕГЭ, которые честно на протяжении всего обучения в школе изучали предметы.
Атмосфера единого государственного экзамена доброжелательная, спокойная, выдержанная, продуманная.
И я хочу пожелать всем максимально спокойной подготовки к экзаменам. Будьте уверены, что ЕГЭ позволит вам показать заслуженные хорошие результаты.