ЕГЭ: от эксперимента до уникальной системы оценки

6 апреля 2023 г., четверг

Единый государственный экзамен – одна из самых обсуждаемых тем не только в школьном сообществе, но и среди родителей и «сочувствующих». Казалось бы, за два десятилетия к такому формату аттестации все должны были привыкнуть, тем более что ЕГЭ претерпел значительные изменения и превратился в серьезный экзамен, проверяющий целый спектр знаний, умений и навыков выпускников. 

О том, каким был экзамен и каким он стал сегодня, в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» рассказывает директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова. 

Эксперимент, который стал экзаменом

ЕГЭ появился как ответ на наболевшие проблемы: необоснованные оценки в школе (пятерка в одной школе, например, отличалась от пятерки в другой), непрозрачную систему поступления в вузы, «серые» сервисы поступления, сложности для учеников с отдаленных территорий. То есть изначально стартовые условия для ребят были неравными. 

У выпускников была очевидная перегрузка: они сначала сдавали экзамены в школе, а потом их ждали 3–4 вступительных экзамена в университете. 

К 2001 году стало понятно, что необходима единая система всеобщей оценки учебных достижений, которая объединит в себе и итоговую аттестацию, и вступительные экзамены и обеспечит равные условия для всех участников экзамена. 

Эксперимент стартовал в 2001 году и длился до 2008 года: необходимо было создать единую методологию, определить все этапы аттестационной процедуры – от мест проведения экзамена до системы обработки результатов. 

В 2008 году эта работа была закончена, и ЕГЭ стал проводиться в штатном режиме. Сегодня мы видим, что он доказал свою эффективность и повысил уровень прозрачности поступления выпускников в вузы. 

Очень важный момент: с самого начала содержание экзамена строилось в соответствии с российским образовательным стандартом. В то же время мы учитывали опыт зарубежных коллег и на старте позаимствовали ряд технологических решений для проведения массовой процедуры оценки учебных достижений. 

Такая же технология использовалась и в добровольном централизованном тестировании школьников, которое проводилось ранее. 

Первые годы проведения экзамена в измерителях действительно были задания с выбором одного ответа. Но наряду с ними в измеритель были включены задания с кратким ответом, а также с развернутым ответом. 

Уже более семи лет заданий с выбором одного ответа в контрольных измерительных материалах больше нет – теперь на их месте только задания с кратким ответом. 

Увеличивается количество вопросов и наращивается содержательный потенциал заданий с развернутым ответом, и это уже серьезное отличие от аттестационных форматов, которые используются в других странах. 

Нас часто упрекают в том, что мы ежегодно меняем контрольные измерительные материалы. Но это тоже важная часть улучшения ЕГЭ: сначала мы проверяли фактологическую память, а сейчас мы анализируем знания, умение работать с информацией и делать выводы.

Эксперты и объективность

До ЕГЭ часто возникала ситуация, когда на экзаменах разные педагоги по-разному оценивали знания учащихся: одни требовали подробных ответов, другим было достаточно поверхностной информации, то есть всегда присутствовал фактор субъективизма. 

Сегодня же у нас построена единая система критериальной оценки и ведутся постоянная работа с экспертным сообществом, подготовка и обучение, есть система «Эксперт ЕГЭ», позволяющая проводить квалификационные испытания для экспертов предметных комиссий всех субъектов Российской Федерации. 

Это дает возможность выработать единые подходы к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ, избежать субъективных оценок, проводить апелляцию по развернутым ответам и выдавать объективные результаты экзамена.

Отменить нельзя оставить 

Сегодня мы продолжаем слышать инициативы о том, что ЕГЭ надо отменить и, возможно, вернуться к старой советской системе поступления в вузы. Попытаемся представить, что будет, если это действительно произойдет. 

Во-первых, увеличится количество экзаменов для выпускников – надо будет сдавать их в школе и вузе.

Во-вторых, практически невозможно будет пробовать поступать в разные вузы, потому что время проведения экзаменов в них чаще всего совпадает. 

В-третьих, ребята из отдаленных городов и поселков будут ограничены в выборе университетов в других регионах. Для прохождения вступительных испытаний в вузах в других регионах  на семьи ляжет дополнительная финансовая нагрузка. 

В-четвертых, не будет единых прозрачных и понятных правил игры, действующих по всех стране, не будет единой, понятной всем информации. Ни единых спецификаций и  демоверсий экзаменационных материалов, ни одинаковых условий проведения испытаний, ни согласованного подхода к оцениванию экспертным сообществом работ абитуриента – ничего. 

Таким образом, все, что мы наработали за эти 22 года, просто будет утеряно. 

Перспективной представляется идея разработки системы электронных портфолио каждого обучающегося, которая сможет стать достойным дополнением объективной и прозрачной системы оценки учебных достижений выпускников школ. 

ЕГЭ-2023: никаких изменений нет

Еще раз хочу напомнить: за несколько месяцев до начала аттестации говорить об изменениях в ЕГЭ просто неприлично. 

Все одиннадцатиклассники и их педагоги еще до 1 сентября были ознакомлены с теми незначительными изменениями, которые произошли в содержании экзамена. В самой процедуре все осталось так же, как было. 

Что касается технических средств и видеонаблюдения – это именно те опции, которые позволяют объективно провести экзамен и которые защищают права и возможности участников ЕГЭ, которые честно на протяжении всего обучения в школе изучали предметы.

Атмосфера единого государственного экзамена доброжелательная, спокойная, выдержанная, продуманная. 

И я хочу пожелать всем максимально спокойной подготовки к экзаменам. Будьте уверены, что ЕГЭ позволит вам показать заслуженные хорошие результаты. 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International