Результаты ЕГЭ татарстанских школьников оказались выше общероссийских. Растет число высокобалльников, но все меньше выпускников выбирают естественные науки. Почему так происходит, какие недостатки у образования на дому и сколько бюджетных мест выделили вузам, рассказал глава Минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин на брифинге в Доме Правительства.
Средний балл ЕГЭ в Татарстане по одному из основных предметов – русскому языку, по предварительным данным, составил 72,01 – это выше среднероссийского показателя более чем на 3,5 балла, сообщил министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин.
По профильной математике средний балл достиг 62,53, что почти на 7 баллов выше общероссийского.
Единые госэкзамены закончились 1 июля, однако подсчет еще не завершили: идет процесс апелляции и пока не известны результаты экзаменов, которые проводились в резервные дни – с 22 июня по 1 июля. Всего ЕГЭ сдавали около 15 тыс. одиннадцатиклассников.
Вместе с тем министр отметил, что количество неудовлетворительных результатов по обязательным предметам уменьшилось.
Среди предметов по выбору Хадиуллин выделил результат по литературе, который ранее «находился в зоне критики». В этом году он составил 72,73 – почти на 8,8 балла выше общероссийского и на 7,7 больше по сравнению с прошлым годом.
«Среднереспубликанский балл по химии увеличился более чем на пять и составил 66,74. Показатель на 10,5 балла превышает общероссийский. Но огорчили учащиеся Спасского района, набравшие в среднем 39,6 балла», – заметил спикер.
Как и в прошлом году, достаточно большим остается количество выпускников, которые не преодолели минимальный порог ЕГЭ, особенно по химии, биологии, обществознанию. В то же время растет число высокобалльников по химии, физике, биологии, географии и литературе.
К слову, большая доля школьников, показавших высокие результаты – свыше 80 баллов, живет в Верхнеуслонском районе – 38,97%, добавил глава Минобрнауки. Очевидно, что здесь влияние оказывает система образования, созданная в Иннополисе.
Сто баллов по одному предмету получили 180 человек, двести баллов по двум предметам – восемь выпускников.
«В целом результатами ЕГЭ, с одной стороны, мы довольны. Но сказать, что мы ими восхищаемся, у нас все прекрасно и дальше никаких движений делать не нужно, нельзя. Каждый учитель знает, какие есть проблемы. Еще есть над чем работать», – добавил он.
Меньше за два года в Татарстане стало тех, кто выбирает физику, химию и биологию, профильную математику. «Уменьшение небольшое, но это тревога для всех нас. Надо менять отношение учащихся к таким предметам, вообще к естественным наукам. Без инженерного мышления невозможно говорить о будущем, поэтому физика нас очень настораживает. Ежегодно результаты падают, количество участников ЕГЭ по этому предмету снижается», – подчеркнул министр.
Вместе с тем школьники стали больше интересоваться информатикой и обществознанием.
По мнению Хадиуллина, нужно менять и правила приема в вузы. «Там есть выбор – физика или информатика. И выбирают информатику. Если ты хочешь стать инженером, то должен выбрать физику, не информатику. Информационное направление повышается, но естественно-научное направление тоже должно развиваться. И мы сейчас разрабатываем концепцию естественно-научного образования», – уточнил спикер.
Хадиуллин считает, что больше внимания должны уделять профориентации и в школах. Он привел пример: из-за дефицита учителей в прошлом учебном году создали 180 профильных классов психолого-педагогического направления. «Были удивлены, насколько дети креативно, с творчеством относятся к этой профессии. Получается, что они в дальнейшем готовы стать педагогами. Вот такая же подготовка должна быть по всем остальным направлениям, в том числе подготовка инженеров», – заметил он.
Кроме того, по его словам, чтобы сделать предметы физики, химии, математики и биологии занимательными, кабинеты нужно оснащать современным оборудованием. Но на это нужны дополнительные деньги, в том числе из федерального бюджета.
С экзаменов в этом году удалили только одного подростка. Он обучался дома, получая семейное образование. Подтвердить же свои знания по русскому языку выпускник пришел со шпаргалкой. «Пересдать экзамен и получить аттестат он сможет не ранее сентября. Вот результат отдаления ребенка от школы», – сказал Хадиуллин.
В республике всего около 2,5 тыс. детей сейчас обучается на дому. «Мы все время говорим, что социализация должна быть, ребенок должен находиться в школе. Понятно, законы позволяют и есть разные ситуации: кому-то нужно съездить на лечение, у кого-то семейные проблемы, другие уважительные причины. Но когда ребенка просто забирают из школы… И когда наступает период государственной итоговой аттестации, мы даже не знаем, чем он занимался», – посетовал министр.
По его мнению, лучше обучаться в школах с опытными учителями, а не надеяться на репетиторов, которые «приходят зарабатывать деньги».
«Это не обвинение всех повально, но есть люди “нечистоплотные”, и вот пожалуйста – такой результат. Не было бы ни одного удаления. А тут и штраф получил, и удаление, и испортил себе жизнь. В этом виноваты родители. Мы обвиняем родителей, не ребенка», – заявил глава Минобрнауки.
Хадиуллин напомнил, что 20 июня в вузах России стартовала приемная кампания. Прием абитуриентов в Татарстане ведут 45 высших учебных заведений. В этом году они предоставят 21,1 тыс. бюджетных мест на бакалавриат, специалитет и магистратуру.
Две трети бюджетных мест приходится на три вуза: Казанский федеральный университет – 7,3 тыс., Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ-КХТИ) – 4,2 тыс., Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) – 2,4 тыс.
Больше всего «бюджетников» готовы обучить на инженерно-технических специальностях и педагогике. Среди них такие направления, как «образование и педагогические науки», «информатика и вычислительная техника», «электро- и теплоэнергетика», «химические технологии», «машиностроение», «физическая культура» и «сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Бесплатных мест стало больше на «ядерную энергетику», «историю и археологию», «философию», «средства массовой информации», «фармацию», «архитектуру». Меньше – на гуманитарные направления: «социологию», «востоковедение», «изобразительные виды искусств».
При этом около 10% бюджетных мест в вузах – 2,1 тыс. – уже зарезервированы для Героев России и детей участников специальной военной операции. «В пределах специальной квоты прием на обучение детей военнослужащих и сотрудников, погибших, получивших увечье или заболевание, осуществляется без вступительных испытаний. Исключение – дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности», – заключил министр.