Имена татарстанских педагогов увековечат в электронном журнале

16 октября 2023 г., понедельник

Имена татарстанских педагогов увековечат в электронном журнале. Уже к концу года в республике планируют создать специальный каталог, посвященный ветеранам - учителям и специалистам в области образования. Об этом стало известно во время круглого стола «Роль школьных музеев: правовое регулирование, новые вызовы», прошедшего в рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины» в РТ. 

Задача, поставленная во время совещания, - увековечивание имен татарстанских педагогов. Каждая школа должна вспомнить свою историю, воссоздать самые интересные и яркие эпизоды из прошлого. 

Также пройдет инвентаризация экспонатов всех школьных музеев в Татарстане. А их в республике немало. Сегодня на базе татарстанских школ действуют 1126 музеев. Из них 688 – краеведческие и 285 – военно-патриотические. Также есть географические, художественные, музыкальные, экологические, технические и даже спортивные музеи. Но несмотря на весомую численность школьных музеев, работа в них ведется не систематично. 

«Особенно остро ощущалась проблема, когда в рамках Года национальных культур и традиций наши этнографы выезжали в экспедиции по школьным музеям. Оказалось, что многие фонды не каталогизированы, пребывают в ужаснейшем состоянии. Необходимо составить рекомендации, наладить работу. Нам нужен масштабный и системный подход. Начнем с музейных фондов. Как минимум мы должны провести инвентаризацию, привести в порядок и систематизировать экспонаты. Создать локальный акт на уровне образовательного учреждения. Как максимум - провести тотальную паспортизацию», - рассказала заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, региональный координатор проекта «Культура малой Родины» Людмила Рыбакова.   

Сотрудники образовательных учреждений озвучивают еще одну проблему.

Закон гласит, что школьный музей может быть создан по инициативе работников образовательной организации, учащихся и их родителей. Однако четкого определения того, что такое «школьный музей», сегодня нет. Нет методических пособий, которые помогли бы школьным энтузиастам правильно комплектовать фонд, размещать экспонаты и проводить экскурсии. 

«Школьный музей – не просто кабинет или помещение с экспонатами. Это центр сохранения и распространения краеведческих знаний, - заявила заместитель министра образования и науки РТ Алсу Асадуллина. - Большая работа проводится всеми – и взрослыми, и детьми. Каждый музейный уголок – отдельная страница в жизни наших детей. И мы должны этим очень серьезно заниматься. Именно здесь отражается то, что ребенок воспринимает в повседневной жизни, формирует его как человека и гражданина». 

Основная проблема школьных музеев заключается в отсутствии должности «руководитель музея» в штатном расписании некоторых образовательных организаций. Учителям приходиться совмещать эту должность с основной. Получается, что музеем занимаются недостаточно. Или ответственность за сохранность экспонатов несет непрофессионал. На круглом столе прозвучала мысль о том, что в школе должен быть сотрудник, главная обязанность которого - управлять музеем. 

«Ответственность за школьные музеи лежит на активных и инициативных общественниках и учителях истории, специалистах по воспитательной работе. Мы должны оказать этим людям поддержку», - отметила Людмила Рыбакова. 

За процесс регистрации школьных музеев отвечает федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. Центр проводит для руководителей школьных выставочных проектов обучающие онлайн-семинары. Однако участвуют в дистанционных встречах лишь немногие специалисты: на это у них просто не остается времени. Перед музейными работниками нужно не только ставить задачи, но и замечать, поощрять их работу, отметила Людмила Рыбакова. 

«В планах на будущее – организовать республиканский конкурс среди школьных музеев. Продумать идею, сформировать призовой фонд. Привлечь к участию все города и районы Татарстана. Уверена, что у нас все получится», - рассказала депутат Госсовета. 

«Школьные музеи имеют важное значение не только для детей, но и для взрослых. Они воспитывают в нас патриотизм, чувство верности отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Именно сейчас это особенно актуально. Музей - это всегда команда. А команда – это сила и сотрудничество. Люди занимаются общим делом. Работают на историю, сохраняют ее для потомков», - подытожила заместитель начальника Управления образования Кукморского района Миляуша Бакланова

В заседании круглого стола также приняли участие руководитель регионального исполкома Татарстанского отделения партии «Единая Россия» Марат Самигуллин, заместитель министра культуры РТ Дамир Натфуллин, заместитель начальника Управления по реализации национальной политики Департамента Раиса РТ по вопросам внутренней политики Евгений Ефимов, представители школ и профильных ведомств.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International