В экспедиции-2023 принимают участие 25 студентов старших курсов по архитектуре и дизайну из 15 регионов: от Москвы, Липецка, Нижнего Новгорода до Новосибирска, Пятигорска и Владивостока.
Проект «Школа мечты» инициирован Общественной палатой РФ, поддержан Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ и решает важную задачу качественного обновления школ в рамках программы модернизации.
Наталья Кравченко, лидер проекта «Школа мечты», председатель Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты РФ, рассказала: «У нас возникла идея привлечь к работе со школьными пространствами молодых архитекторов и дизайнеров, которые выпускаются из высших учебных заведений. Они уже имеют хорошую базовую подготовку. А мы можем помочь им получить дополнительные знания и квалификацию в области социального дизайна, дизайна школьной среды. В этом году к нам присоединились команды более 35 регионов страны, а глазами этих 25 студентов, которым повезло поехать в экспедицию, знакомятся с пространствами лучших школ более 500 участников большого проекта».
Алена Август, куратор проекта, отметила: «Студенты, путешествуя по лучшим школьным пространствам выдающихся школ России, получая дополнительные знания и насмотренность, разрабатывают дизайн-проекты для школ, в которых проводят соучаствующее проектирование. Они становятся проводниками новых знаний и идей проекта в своих регионах и университетах. Явная польза для всех — студенты развиваются в направлении социального дизайна, презентуют свои возможности в регионе, а школы — становятся действительно современными»
В течение 12 дней участники экспедиции изучают лучшие практики дизайна школьных пространств в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде для того, чтобы в дальнейшем самостоятельно разработать дизайн-проекты для полноценной модернизации региональных школ. Применяя метод соучаствующего проектирования, молодые специалисты разрабатывают современный и комфортный дизайн образовательной среды с вовлечением педагогов, учеников и их родителей. Совместная работа поможет продумать и создать гармоничную среду, детально проработать пожелания и применить современные разработки с пользой для школ.
Каждый день участников экспедиции - это насыщенная программа, состоящая из образовательных лекций, семинаров и мастер-классов о принципах дизайна современных образовательных пространств и соучаствующего проектирования, а также посещение лучших школ – как частных, так и государственных. Всего в программе: 24 школы, Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, экскурсия на ВДНХ в Москве и в КГАСУ в Казани.
После завершения московского этапа экспедиции студенты разделились на две группы, часть из них продолжает образовательное путешествие в Санкт-Петербурге, а другая – в Нижнем Новгороде и теперь вот в Казани.
Будущие архитекторы и дизайнеры уже провели соучаствующее проектирование в школах, вошедших в программу в капремонта - в школе № 22 в подмосковном Королеве и Скоробогатовской школе в деревне Сухоноска Нижегородской области, родине знаменитой хохломы. Дети, родители и педагоги стали источниками пожеланий, какими смыслами хотелось бы наполнить образовательные пространства.
К завершению экспедиции группы представят свои идеи, основанные на пожеланиях школьного сообщества и знаниях современных принципов дизайна образовательных пространств, полученных в ходе экспедиции.
В Казани группа участников проекта побывала в лицее «Иннополис», многопрофильном Лицее № 188 и знаменитой школе «Адымнар», а также Международную школу и Многопрофильный лицей «Унбер». Студенты-участники экспедиции побывают и в КГАСУ на кафедре дизайна, а уже 16 ноября представят свои проекты директорам школ, в которых провели соучаствующее проектирование – в онлайн-режиме.
«На самом деле очень приятно видеть, что школы развиваются и в целом происходит вот эта вот глобализация школ, когда меняется в целом пространство - из обычного привычного кабинета происходит что-то большее, где как ученику, так и учителю интересно находиться, учиться и получать новые знания», - отметил Эдуард Амбарцумян, студент Пятигорского Государственного университета.
«Мы познакомились с новыми подходами к проектированию и формированию благоприятной образовательной среды, которая позволяет школьникам максимально использовать свой потенциал как на уроках, так и в свободное время. Посмотрели, как по-новому архитекторы и дизайнеры зонируют библиотеки, школьные коридоры, актовые залы, атриумы, творческие и спортивные кластеры. Хочу отметить немаловажный фактор, влияющий на работоспособность детей и подростков - это просторные и светлые помещения. Отдельного внимания заслуживает работа с материалами в отделке интерьеров коридоров, атриумов, спортзалов», - считает Максим Полохов, студент Тамбовского Государственного технического университета.
В завершающий день увлекательного путешествия по школам студенты отметили созвучность проекта «Школа мечты» словам заместителя директора Международной школы Флюса Гарипова «Пространство – тоже учитель» , а также то, как органично лицей «Унбер» вписывается и архитектурно, и по смыслу в жизнь АРТ-квартала, в котором в Казани хранят и память о важном для города Артиллерийском заводе, и по-новому читают это слово уже как «искусство».
Федеральный проект «Школа мечты», в котором теперь более 35 региональных команд, готовит для регионов онлайн-курс лекций от ключевых экспертов и будет делиться со всей страной опытом, полученным в экспедициях.
Сообщества проекта
https://t.me/shkolame4ty
https://vk.com/public216040706
https://ok.ru/group/70000000805466