«На твердую «пятерку»: в лицее №79 прошел «Школьный пикник» для родителей

19 декабря 2025 г., пятница

В эколого-технологическом лицее № 79 Советского района Казани прошел «Школьный пикник». Оценить школьное меню не по рассказам детей, а на собственный вкус смогли около 60 родителей. В неформальной обстановке мамы и папы познакомились с ассортиментом блюд, обсудили их вкус и качество, а также оставили свои отзывы.

Подобные мероприятия Департамент продовольствия и социального питания Казани проводит с 2019 года. За шесть лет они прошли более чем в 50 школьных столовых города. В среднем в одной дегустации принимают участие от 50 до 100 родителей. За это время со школьным питанием познакомились порядка 5 тысяч казанских мам и пап. В этом году это пятый школьный пикник.

«Цель таких мероприятий в первую очередь ознакомительная и пропагандистская. Нам важно рассказать и показать родителям, как на самом деле питаются их дети, потому что у многих до сих пор есть стереотипы о школьном питании. Мы наглядно демонстрируем, как готовятся блюда, кто их готовит и в каких условиях. Причем эта история работает и для самих школьников: мы в игровой форме рассказываем им о здоровом питании», – отмечает директор по коммуникациям Департамента питания Рузиля Зайнулова.

В этот раз площадкой для мероприятия стал эколого-технологический лицей № 79 Советского района Казани. Оценить школьное меню пришли около 60 родителей. На их суд представили 21 блюдо. В числе позиций были рубленый бифштекс по-домашнему, лазанья с мясом, азу из говядины, говядина со стручковой фасолью, пельмени «Для умников и умниц», куриные котлеты, фрикасе и медальоны из куриной грудки, гуляш из индейки, рыба по-московски, овощное рагу, гречка с овощами, полбяная каша, сырники, блинчики и оладьи со сгущенным молоком, а также напиток из урюка и компот из замороженных ягод.

«Мы всегда стараемся сделать выкладку школьного меню. Это не только блюда текущего дня, но и весь ассортимент, который популярен в конкретной школе или с которым мы хотим познакомить родителей. Обязательно представлены блюда из рыбы, птицы – индейки или курицы, напитки и любимые позиции детей. Те же пельмени, например, всегда в топе», – объясняет Рузиля Зайнулова.

По итогам дегустации родители заполняют анонимные анкеты, где оценивают вкус блюд и могут оставить свои пожелания по меню. Все результаты поступают на анализ специалистам Департамента питания. Если какое-то блюдо вызывает нарекания, в школу выезжает технолог – он проверяет соблюдение технологии приготовления. При выявлении нарушений сразу проводится дополнительное обучение персонала школьной столовой. В случае необходимости родителя повторно приглашают на дегустацию, чтобы убедиться, что замечания учтены.

Важно, что родительский контроль в Казани ведется не только в рамках таких мероприятий. Он организован ежедневно и в каждой школе: любой родитель может по согласованию с классным руководителем прийти в школьную столовую, попробовать меню текущего дня и оставить отзыв в онлайн-формате. Это позволяет оперативно реагировать на замечания.

«Самое главное, что родители, попробовав еду сами, становятся своего рода пропагандистами здорового питания. Если раньше звучало: «мой ребенок не ест, потому что ему невкусно», то теперь взрослые знают вкус блюд, положительно его оценивают и уже дома объясняют детям, что школьную еду нужно есть», – говорит Рузиля Зайнулова.

Сегодня негативных отзывов во время подобных мероприятий становится заметно меньше. Сказывается открытость системы, активная работа с родителями и блогерами и большое количество мероприятий для детей и родителей.

Напомним, что школы Казани работают по разным моделям организации питания. В школах заготовочного типа продукты привозят в виде сырья, а готовят непосредственно на месте – это половина школ Казани. Остальные образовательные организации, в которых полноценное приготовление невозможно из-за технических ограничений либо других причин, работают по технологии «cook & chill». По этой технологии блюда готовятся на Комбинате питания, проходят шоковое охлаждение и отправляются по заявкам школ.  

«В целом я поставила бы твердую «пятерку»

Своим мнением о школьном питании сына поделилась Ландыш Назмутдинова. У ее старшего ребенка есть проблемы с желудочно-кишечным трактом, поэтому к рациону в семье относятся особенно внимательно. По словам мамы, сын периодически рассказывал, что в школьной столовой не всегда находятся блюда, которые одновременно подходили бы ему по диете и были вкусными. Чтобы разобраться в ситуации, Ландыш решила лично оценить школьное меню.

«В целом я поставила бы твердую «пятерку». Во-первых, еда не жирная, диетическая, не пересолена. Во-вторых, понравилось разнообразие блюд. Единственный вопрос у меня возник по поводу салатов: я не поняла, почему их нет в меню – либо их просто не показали», – отметила она.

Отдельно Ландыш порадовало, что в столовой отсутствует выпечка. Среди замечаний – нехватка овощей: по ее мнению, меню можно было бы дополнить овощным рагу, отварной кукурузой и салатами.

«У сына проблемы с ЖКТ, и с пятого класса мы осознанно подходим к питанию. Сейчас он учится уже в восьмом классе, старается придерживаться правильного питания», – рассказала мама.

Дегустация позволила Ландыш своими глазами увидеть, чем питается ребенок в школе, и подобрать для него подходящие блюда из представленного меню. Она сфотографировала их и позже покажет сыну, чтобы вместе решить, что лучше выбирать на обед.

Из пяти баллов я бы поставила «твердую четверку»

По поводу овощей с Ландыш согласилась еще одна мама – Ильсия Багаутдинова. Кроме того, у женщины возникли вопросы и к ряду других блюд школьного меню.

«В целом меню мне понравилось, но не хватило салатов. Я так и не поняла, есть ли они у детей вообще – например, капустные. Если говорить в общем, впечатление скорее положительное», – отметила Ильсия.

Отдельно женщина похвалила вкус блинчиков и компота.

«Конечно, это не ресторан, и не стоит ждать сложных вкусовых сочетаний, из пяти баллов я бы поставила твердую четверку», – подвела итог мама.

Что касается выпечки, то ее Ильсия была бы не против вернуть, но сделать платной – как это было раньше.

«Мы в семье обсуждаем тему здорового питания, дети не едят фастфуд, им привычна именно сбалансированная еда, поэтому особых жалоб у дочери нет. Но выпечку я бы все-таки добавила за отдельную плату. Дети иногда остаются в школе надолго, а булочкой можно было бы перекусить», – пояснила она и добавила, что со времен ее собственного обучения в школе подход к питанию заметно изменился. Сегодня ученикам предлагают гораздо более широкий ассортимент блюд.

«Я помню, что и у нас в столовой было вкусно, но здесь радует разнообразие блюд. Меня очень удивило, что детям дают блинчики, сырники, лазанью. Обычно школьное питание представляется как макароны с котлетой и салат – почти «больничная» еда. А здесь именно разнообразие приятно порадовало», – резюмировала Ильсия.

«Что касается салатов, – поясняет Рузиля Зайнуллова, – в ежедневном меню школьников всегда представлены салаты. Однако цель дегустации – продемонстрировать ассортимент горячего питания, поэтому салаты мы не показываем. В их наличии родители могут убедиться во время Родительского контроля. По поводу выпечки – в школьных столовых работают буфеты, где дети могут купить как кондитерские изделия, так и несладкую выпечку. Как правило, буфеты начинают работать после завершения выдачи горячего питания. Это сделано для того, чтобы дети не подменяли полноценное питание выпечкой».

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International